ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Яндекс.Метрика Скачать книгу жизнь после жизни
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

 

жизнь после жизни

скачать    273.zip

 

 

 

Выдержки из произведения.

В полном объеме вы можете скачать текст в архиве ZIP по ссылке расположенной выше

   

   С автором,  Юрием Андреевичем Насимовичем,  можно связаться по

телефонам 133-20-97 и 141-12-12 (Москва),  а также по электронной

почте: tallerfamily@mtu-net.ru или root@ilja.mccme.rssi.ru

 

                          Ю.А.Насимович

 

                   "ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ" Р.МОУДИ

            И ПОПЫТКА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ

        ОЩУЩЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА В СОСТОЯНИИ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ

 

                            Раздумался я, и пришло мне желанье

                Душу руками обнять скончавшейся матери милой.

                Трижды бросался я к ней, обнять порываясь руками.

                Трижды она от меня ускользала, подобная тени

                Иль сновиденью.

                                                Гомер   (Одиссея,

                                                пер. В.Вересаева)

 

   В 1976 году в США появилась книга Р.Моуди "Жизнь после жизни",

в  которой  подробно  описаны и систематизированы ощущения людей,

побывавших в состоянии клинической смерти. Этой книге посвящались

радиопередачи из Ватикана на русском языке.  Самодеятельный русс-

кий перевод книги широко распространён в России,  и при написании

статьи,  в основном,  использован этот источник.  В 2003 г. текст

цитат был выверен по официальному русскому изданию 1990-го  года,

хотя подозреваю, что этот перевод вторичен и сделан на базе само-

деятельного перевода,  который чуть лучше.  Переводчики  в  обоих

случаях не указаны.

   Ощущения людей в таком состоянии, согласно Моуди, в общих чер-

тах сводятся к следующему.  Человек слышит неприятный  шум  (звон

или жужжание) и чувствует,  что движется с большой скоростью (ле-

тит) в чёрном туннеле. После он вдруг видит своё неподвижное тело

на расстоянии, как сторонний зритель. Он слышит, как врач призна-

ёт его мёртвым, и наблюдает за попытками вернуть его к жизни. Че-

рез некоторое время он замечает, что обладает телом, но с другими

свойствами:  сквозь это новое тело проходят предметы, и оно может

проходить  сквозь  стены.  Он  видит души умерших родственников и

друзей.  Появляется светящееся существо,  от которого исходит ду-

шевная теплота.  Оно без слов задаёт вопрос об оценке жизни, про-

водит человека через мгновенные картины важнейших её  событий.  В

какой-то момент человек оказывается перед барьером или дверью, но

обнаруживает,  что должен вернуться обратно. Происходит воссоеди-

нение с физическим телом.  В предсмертном опыте большинства людей

есть только какая-то часть перечисленных элементов, некоторые оп-

рошенные  ничего не помнили,  детали предсмертных ощущений у всех

людей разные.

   Работа Р.Моуди показалась многим верующим неоспоримым  доказа-

тельством  возможности  души  пребывать вне тела и жить после его

смерти. Для атеистически настроенных читателей это стало причиной

недоверия к изложенным фактам.

   Как следует из предисловия к книге, Р.Моуди изучал философию в

Университете  в  Вирджинии  и получил докторскую степень по этому

предмету в 1969 году,  впоследствии поступил на  медицинский  фа-

культет. Моуди подробно опросил около 50 человек, перенёсших кли-

ническую смерть.  Его описания и обобщения производят впечатление


 

 

                              - 2 -

 

добросовестных и непредвзятых.  В то же время, как пишет сам Моу-

ди, он религиозен ("в формальном отношении я принадлежу к Методи-

ческой Церкви") [1990,  с.7], а это не могло не отразиться на его

личном восприятии рассказов, на его трактовке ощущений, на прида-

нии  большего  или  меньшего значения тем или иным деталям предс-

мертного опыта.

   Я - автор предлагаемой статьи, биолог - считаю, что данная ра-

бота Моуди добросовестна,  но,  как считает и сам  Моуди,  она  в

принципе  не  может служить ни доказательством,  ни опровержением

возможности души жить после смерти физического  тела.  Во-первых,

клиническая смерть не является смертью биологической: при ней от-

сутствуют дыхание и сердцебиение,  но мозг может некоторое  время

продолжать работу,  т.е. физическое тело остаётся вместилищем ду-

ши.  Во-вторых, многие ощущения человека в таком состоянии объяс-

нимы  в рамках материалистических воззрений (как и в рамках возз-

рений религиозных). Поэтому я предпочитаю не рассматривать работу

Моуди  как содержащую ответы на основные мировоззренческие вопро-

сы,  а видеть в ней только описание ощущений человека в состоянии

клинической смерти.

   Ниже перечисляются некоторые элементы описаний Моуди,  для ко-

торых  показывается возможность их объяснения в рамках традицион-

ной науки. Подчёркиваю, что речь идёт только о возможности объяс-

нения,  т.е.  о совокупности недоказанных гипотез. Любое объясне-

ние, претендующее на истинность, должно строиться на прочном фун-

даменте фактов.  Для этого, как правило, нужны многолетние иссле-

дования, эксперименты, статистическая обработка огромного матери-

ала. Многие положения в принципе трудно доказать со всей положен-

ной строгостью, какую требует научное исследование. Именно требо-

вание  достоверности  результатов возвысило европейскую науку над

бесчисленными религиозно-мистическими учениями и сделало её  нау-

кой мировой.  Я,  в меру своих возможностей, пытаюсь пользоваться

результатами этой науки,  но те шаги, которые делаю я сам, анали-

зируя  предсмертные  ощущения человека,  пока только гипотетичны.

Впрочем,  и этого достаточно, чтоб усомниться в правильности мис-

тического  толкования описанных явлений.  Такую "антимистическую"

цель я первоначально и ставил перед собой.  А  ещё  мне  хотелось

привлечь  внимание читателя к интересной области естествознания -

к познанию человеческой психики и некоторых связанных с ней фило-

софских положений.

   Большинство перечисленных  ниже  элементов предсмертного опыта

взяты непосредственно из книги Моуди,  а некоторые выделены  мной

из цитат, приведённых этим автором.

 

   1. Звон, жужжание, свист и другие слуховые ощущения - неприят-

ные и приятные.

   Описанные слуховые ощущения можно проиллюстрировать следующими

цитатами:  "Очень  неприятный жужжащий звук,  шедший изнутри моей

головы"; "громкий звон, его можно описать, как жужжание, и я была

как бы во вращающемся состоянии";  "я слышал нечто похожее на ко-

локольный звон где-то вдалеке";  "начала слышать какую-то музыку,

величественную музыку, действительно прекрасную" [1990, с.18].

   Во-первых, из приведённых цитат видно, что имеется как минимум

два типа ощущений - неприятные (жужжание,  громкий  звон  в  виде


 

 

                              - 3 -

 

жужжания)  и приятные (колокольный звон,  величественная музыка).

Можно предположить, что механизм этих ощущений разный. Неприятные

ощущения  могут быть вызваны "пограничным" состоянием самого слу-

хового анализатора:  он ещё не полностью отключился, но из-за не-

достатка энергетического обеспечения уже не в состоянии постоянно

передавать мозгу внятную информацию о внешнем мире;  сигналы идут

не из внешнего мира,  а из самого слухового аппарата, который пе-

ред полным разрывом контакта с внешним миром,  то включается,  то

выключается с частотой,  воспринимаемой в качестве  жужжания  или

звона,  т.е.  сигнал из внешнего мира то проходит, то не проходит

(рвущийся контакт "искрит").  Иногда,  если засыпаешь  усталым  и

возбуждённым,  подобные ощущения (например,  свист в ушах) на ка-

кие-то доли секунды возникают и без клинической смерти.  Да и во-

обще, вслушайтесь как-нибудь в тишину и "услышите" множество раз-

нообразных "шумов", на которые в повседневной жизни вы не обраща-

ете внимание.  Что же касается "колокольного звона",  то это,  по

всей видимости,  сигнал из внешнего мира - пульсация  кровеносных

сосудов в ушах в такт биению сердца.  Другие сигналы уже не дохо-

дят,  и мозг "строит" картину внешнего мира по той скудной инфор-

мации,  которая  имеется  и которую он проигнорировал бы в другое

время.  Музыка же - иллюзия: имеется ритм ("колокольный звон"), а

остальное  "додумывается" мозгом из-за недостатка слуховых сигна-

лов. Я думаю, читатель согласится, что если даже конкретные меха-

низмы слуховых ощущений иные, в них нет ничего "мистичного".

 

   2. Движение с большой скоростью через длинный чёрный туннель.

   Данное ощущение можно проиллюстрировать следующими цитатами из

книги Р.Моуди. "Я двигался - вы можете считать это чем-то сверхъ-

естественным - через длинное тёмное пространство. Оно было похоже

на канализационную трубу или нечто в этом роде" [1990,  с.18]. "Я

чувствовал,  словно  я  двигаюсь в вакууме сквозь темноту" [1990,

с.19].  "Я начала скользить вниз,  вниз,  вниз" [1990,  с.19]. Из

обобщений Моуди следует,  что преобладает ощущение движения вниз,

хотя могут быть "движение" вверх и  "парение".  "Движение"  часто

сопровождается шумами, описанными выше.

   Объясняться ощущение может следующим.  В состоянии клинической

смерти может нарушиться связь мозга  с  вестибулярным  аппаратом.

Это,  скорее всего, будет восприниматься как невесомость. Невесо-

мость в обыденной жизни соответствует состоянию падения и  должна

восприниматься  изолированным мозгом как длительное свободное па-

дение с большой скоростью.  Кстати, когда мы засыпаем, мы тоже на

какие-то  доли  секунды  ощущаем падение,  "проваливаемся",  хотя

связь с окружающим миром прерывается только частично.  Что же ка-

сается ощущения темноты, то оно должно возникнуть в первый момент

после отключения зрения. Работа зрительного центра мозга в момент

клинической  смерти может также затормозиться из-за крайнего воз-

буждения других центров.

 

   3. Пребывание вне тела, но рядом с ним (выше); способность ви-

деть и слышать происходящее около тела.

   Моуди пишет,  что после полёта через туннель человек вдруг на-

чинает видеть комнату, в которой лежит его тело, видеть это самое

тело со стороны, а также видеть и слышать всё происходящее вокруг


 

 

                              - 4 -

 

тела.  "Затем я стала медленно подниматься вверх. Во время своего

движения я видела, как ещё несколько сестёр вбежали в комнату..."

[1990,  с.20]. "Я видела, как меня старались вернуть к жизни. Моё

тело было распростёрто на кровати,  и прямо перед моим взором все

стояли вокруг него.  Я слышала,  как одна из сестёр  воскликнула:

"О, Боже! Она скончалась!", в то время как другая склонилась надо

мной и делала мне искусственное дыхание рот-в-рот" [1990,  с.21].

"У  меня было ощущение,  словно я плыву в воздухе.  В тот момент,

когда я почувствовал,  что уже вышел из тела, я посмотрел назад и

увидел себя самого на кровати внизу..." [1990, с.23].

   В состоянии клинической смерти полностью или в основном преры-

вается  связь  мозга с остальным телом.  Сразу после разрыва этой

связи в мозгу ещё могут некоторое время пребывать неприятные ощу-

щения (ведь до этого были боль и т.п.),  в результате чего ориен-

тационная деятельность мозга может быть заторможена. Но через ка-

кое-то время она должна возобновиться, так как ранее возбуждённые

центры утомляются и затормаживаются, и тогда возбуждаются до это-

го  заторможенные  и отдохнувшие центры.  Мозгу нужна информация,

чтоб осмыслить произошедшее,  а приток её от органов чувств прек-

ращён  или  ограничен.  Мозг начинает "строить" целостную картину

окружающей обстановки на основании отдельных имеющихся  сведений:

человек знал,  что  лежит в этой комнате и как она выглядит,  что

вокруг есть люди и как они выглядят, что они начнут приводить его

в сознание и т.д.

   Кроме того,  потеря  связи мозга с туловищем может не означать

потери слуха.  Не исключено, что работа слуха в некоторых случаях

даже обостряется,  так как отключено и не  мешает  кожно-мышечное

чувство. Его отключением объясняется ощущение бестелесности, лёг-

кости. Этим, в свою очередь, может быть вызвано ощущение всплыва-

ния, зависания над телом.

   Интересно, что при так называемых аутоскопических галлюцинаци-

ях человек способен "видеть" своё тело со стороны и без клиничес-

кой смерти.  О пережитом сходном состоянии рассказал мне один  из

моих друзей: однажды он нечаянно соскользнул с высокого стога се-

на и в полёте в какое-то мгновение увидел себя со стороны.  Веро-

ятно, оказавшись в критической ситуации, когда земля и небо стали

беспорядочно меняться местами,  мозг отказался на основании  зри-

тельных  сигналов  в  каждое мгновение строить конкретную картину

видимого окружающего мира и построил обобщающую  картину  падения

со стога на основании того,  что имелась информация, как выглядит

человек,  как выглядит стог и как выглядит падение со стога. Кар-

тина получилась понятнее,  чем судорожное мелькание земли и неба.

На основании её можно было принять практически выгодное  решение:

сгруппироваться и благополучно приземлиться на ноги,  что и прои-

зошло.

   Таковы же зрительные фантомы,  когда  давно  ослепший  человек

вдруг  начинает целиком видеть свою хорошо известную ему комнату,

дневной свет и пейзаж за окном.  Разумеется, эта картина оказыва-

ется ошибочной,  если кто-то по-новому расставит  мебель.  Иногда

она ошибочна и сама по себе (см. ниже).

   Что же касается именно зависания над телом,  т.е.  взгляда  на

лежащего  человека сверху,  а не,  например,  снизу или с того же

уровня сбоку,  то пусть читатель попробует  мысленно  представить


 

 

                              - 5 -

 

кого-либо  из своих друзей в его далёкой комнате в данный момент.

Вероятно,  он  обнаружит,  что  комната  "видится"  ему  как   бы

чуть-чуть сверху,  из какого-либо угла. Все эти примеры - иллюст-

рации к известному физиологическому афоризму,  что видит не глаз,

а мозг.

   В труде  Моуди  содержится  очень  серьёзное возражение против

предлагаемого мной объяснения возможности видеть и слышать проис-

ходящее  около  тела.  Моуди подчёркивает,  что многие опрошенные

очень точно видели и слышали события,  совершающиеся в физическом

мире, и наличие этих событий иногда подтверждалось другими свиде-

телями,  которые присутствовали рядом. Одна девушка рассказывала,

что  пока  она "была мертва",  и находилась вне своего тела,  она

прошла в другую комнату и впоследствии смогла рассказать  о  том,

что делала в этой комнате её сестра (причём рассказанное подтвер-

дилось).  Если это так, нам придётся признать, что мозг в состоя-

нии  клинической  смерти  связан с физическим миром ещё какими-то

неизвестными каналами.  В эпоху радиосвязи и телевидения открытие

таких  каналов  может  и не поколебать общего материалистического

объяснения предсмертного опыта.  Тем не  менее,  такое  признание

значительно  изменяет наши представления о физическом мире и воз-

можностях психики.  Поэтому утверждение о наличии особых  каналов

связи нужно делать с большой ответственностью и базировать его на

прочном фундаменте фактов.  Факты,  изложенные Моуди,  для  столь

серьёзного утверждения не достаточны:  всего два-три примера, ко-

торые можно объяснить случайными совпадениями. Рассмотрим один из

этих примеров: человек знал, что его сестра сидит в соседней ком-

нате и плачет.  Но до этого можно додуматься и без особых каналов

связи (особенно, если не отключён слух). Так как получить и стро-

го проверить аналогичные факты в принципе возможно, человечество,

по всей видимости, вскоре разберётся в этом вопросе, если тема не

станет слишком популярной у "процветающих" журналистов  и  других

высоко оплачиваемых дезинформаторов.

   Приведу ещё одно соображение.  Такое "мысленное зрение", кото-

рым можно "увидеть" недоступные для обычного зрения объекты,  ха-

рактерно для медитирующих йогов. Но если бы они могли "видеть" не

только то, что и без того знают, их "зрение" давно бы использова-

лось такими организациями,  как КГБ и ЦРУ. Уж поверьте, это "зре-

ние" было  бы досконально изучено,  и в конечном итоге мы бы тоже

об этом узнали.

 

   4. Желание сохранить своё тело после смерти.

   Моуди не выделяет этот элемент в качестве основного, но приве-

дённые им цитаты позволяют это сделать. "И вот всё время, когда я

смотрела,  как у меня стараются вызвать дыхание, я продолжала ду-

мать:  Я не хочу,  чтобы это тело использовали в качестве  трупа"

[1990,  с.22].  "Я смотрел на своё собственное тело, лежащее там,

на кровати. И мне было очень тяжело глядеть на него и видеть, как

ужасно оно искорёжено" [1990, с.22].

   Какого-либо специального  физиологического  объяснения  данный

элемент не требует, тем более, что он был лишь в двух-трёх описа-

ниях.  Это субъективные ощущения конкретных людей. Я обращаю вни-

мание  только  на то,  что стремление сохранить после смерти своё

тело целым и невредимым - это элемент древних религиозных обрядов


 

 

                              - 6 -

 

(например, мумификация и захоронение тела в пирамидах у египтян).

Религиозные представления древних иногда перекликаются  с  предс-

мертным  опытом людей нашего времени.  Не порождены ли они предс-

мертным опытом древних людей?  Вот если б  историки  и  этнографы

сделали соответствующие сопоставления!

 

   5. Наличие "духовного тела".

   Моуди пишет,  что большинство его собеседников утверждали, что

они очутились в другом теле после того, как вышли из своего физи-

ческого тела.  Это другое тело,  обладавшее совсем особыми свойс-

твами,  он называет "духовным телом". В рассказах "духовное тело"

описывается следующим образом.  "Я не знаю, проходила ли моя рука

сквозь их руки, или мимо них, или что-нибудь ещё. Я не чувствовал

никакого прикосновения их рук,  когда я  пытался  отодвинуть  их"

[1990,  с.25]. "Когда они подошли совсем близко, я попыталась по-

вернуться,  чтобы освободить им  дорогу,  но  они  прошли  просто

сквозь меня" [1990, с.25]. Моуди пишет, что "духовное тело" обыч-

но имеет форму и очертания (иногда оно округлое или в  виде  бес-

форменного облака,  иногда существенно напоминает очертания физи-

ческого тела) или даже отдельные части (выступы или  поверхности,

аналогичные рукам,  ногам,  голове и т.д.),  но возможны и другие

ощущения:  "Мне казалось,  что я листок бумаги, взлетевший от чь-

его-то  дуновения  к потолку" [1990,  с.21],  "[Я мог] видеть всё

вокруг себя - в том числе и своё  собственное  тело,  лежащее  на

кровати,   и  при  этом  не  занимал  никакого  места..."  [1990,

с.23-24].

   Так как связь мозга и остального тела прервана, то тело не мо-

жет восприниматься привычным для человека способом (т.е. посредс-

твом кожно-мышечного чувства). Но для мозга отсутствие тела явля-

ется столь непривычным состоянием,  что мозг  "достраивает  тело"

воображением. Так  как мы обычно мыслим зрительными образами,  то

эта "достройка" приводит к созданию соответствующего образа. В то

же время отсутствие кожно-мышечного чувства препятствует формиро-

ванию однозначной и детализированной картины.  Не исключено,  что

подобная "достройка"  может  корректироваться религиозными предс-

тавлениями человека.

 

   6. Невыразимость и многомерность "мира иного".

   Этот элемент  можно  охарактеризовать   следующими   цитатами.

"Просто нет слов,  чтобы выразить то,  что я хочу сказать" [1990,

с.16]. "... Мир иной совершенно определённо не трёхмерен. И имен-

но  поэтому  так трудно рассказать вам об этом.  Я должна описать

вам это в словах,  которые являются  трёхмерными.  Это  наилучший

способ объяснить, что я имею ввиду, но и это объяснение не совсем

адекватно.  Практически,  я не могу передать вам полную  картину"

[1990, c.16].

   Мы живём в трёхмерном мире,  но есть и четвёртое  измерение  -

время. Однако, по оси времени мы перемещаемся только в одном нап-

равлении и со строго определённой скоростью,  к которой привыкли.

Что же  касается  "потустороннего" пространства,  то оно является

воображаемым.  Естественно,  что наша мысль (наше сознание) может

одинаково  хорошо "перемещаться" по нему и в обычных трёх измере-

ниях, и во времени, т.е. добавляется четвёртое равноправное изме-


 

 

                              - 7 -

 

рение.  Кроме того, мы можем "мысленно видеть" каждый предмет од-

новременно со всех сторон,  изнутри да ещё и во времени ("видеть"

его  историю,  нынешнее состояние и воображаемое будущее),  и это

всё должно создавать впечатление исключительной многомерности во-

ображаемого пространства.  Поэтому и затруднена передача ощущений

привычными "трёхмерными" словами.

 

   7. Отношение к телу, как к "тюрьме души".

   Моуди пишет,  что человек,  обладающий "духовным телом", нахо-

дится  как  бы  в привилегированном положении по отношению к тем,

кто его окружает.  Он может видеть и слышать их, а они его - нет.

Он может проходить сквозь стены, беспрепятственно перемещаться во

времени и пространстве.

   Какие-нибудь естественно-научные  объяснения  этого  элемента,

помимо уже сделанных, в общем-то не требуются. Можно только отме-

тить, что этот элемент очень сходен с описанием возможностей  ме-

дитирующих йогов.  Йоги  путём  самоуглубления способны достигать

ощущения, что они перемещаются во времени и пространстве,  бывают

на других планетах,  беседуют там с другими разумными существами,

приобщаются ко вселенскому знанию (см. книгу Его Божественной Ми-

лости А.С.Бхактиведанты  Свами  Прабхупады  "Вне времени и прост-

ранства", 1976). Правда, никаких научных открытий это "приобщение

ко вселенскому знанию" почему-то не дало...

 

   8. Ощущение мира и покоя.

   Эти ощущения, возникающие через какое-то время после обособле-

ния мозга от остального тела,  лучше всего передаются  следующими

цитатами. "Я не чувствовала ничего кроме мира, облегчения, именно

покоя. Я обнаружила, что все мои тревоги исчезли и я подумала про

себя:  как покойно и хорошо, и нет никакой боли" [1990, с.17]. "В

момент травмы я ощутил внезапную боль, но затем вся боль исчезла.

У  меня  было такое ощущение,  словно я парю в воздухе,  в тёмном

пространстве.  День был очень холодным, однако, когда я находился

в этой темноте, мне было тепло и приятно" [1990, с.17].

   Моменту клинической смерти предшествовали острая боль, удушье,

страх, чем  вызывалось возбуждение соответствующих центров мозга.

Другие центры в это время были  заторможены.  После  "отключения"

мозга от  остального  тела  сигналы  о боли перестали поступать в

мозг. Ранее переутомившиеся центры сразу же затормозились, и ста-

ла  возможной работа других ("отдохнувших") центров мозга,  в том

числе и тех, которые ответственны за положительные эмоции.

 

   9. Пребывание в первое время вблизи тела и постепенное  удале-

ние от него.

   Моуди пишет, что у многих опрошенных в какой-то момент возник-

ло желание удалиться от своего тела.  "[Я]  не  хотел  находиться

возле  этого  предмета,  так похожего на мёртвое тело - даже если

оно было мною" [1990,  с.22].  "Я чувствовала, что смотреть назад

на  своё  тело было бы то же самое,  что смотреть в прошлое,  а я

твёрдо решила не делать этого" [1990, с.23].

   Эти и  подобные  ощущения  в разных рассказах различны и могут

быть объяснены чисто  психологическими  причинами,  особенностями

характера и жизненного опыта человека.  Но возможно и  обобщённое


 

 

                              - 8 -

 

объяснение. Человек  не  может  долго  думать  об одном и том же,

мысль постепенно переключается на что-то другое, "уносится". Мыс-

ли о самом себе, своей смерти и своей комнате постепенно вытесня-

ются другими мыслями и соответственно другими зрительными образа-

ми, что и ощущается,  как удаление от тела. В основе этих явлений

лежит попеременное возбуждение то одних, то других центров мозга.

Работавший центр утомляется и затормаживается.

 

   10. Чувство одиночества.

   Как указывает Моуди,  многие из опрошенных говорили об  остром

чувстве одиночества,  которое овладело ими через некоторое время,

так как они видели и слышали других людей,  а другие  люди  их  -

нет. "Я ощущал себя одиноким, потому что мне очень хотелось, что-

бы кто-нибудь был рядом со мной и чувствовал то же,  что чувствую

я. Но я знал, что никто другой не мог там быть. Я чувствовал в то

время, что нахожусь в мире, совершенно изолированном от всего ос-

тального.  И  тогда мною овладело чувство глубокой подавленности"

[1990, с.29-30].

   Этот элемент не нуждается в подробном объяснении,  так  как  в

приведённой цитате человек сам объясняет механизм появления чувс-

тва одиночества как результат полной (или почти полной?) изоляции

мозга от остального мира.

 

   11. Встречи с умершими людьми.

   Моуди указывает, что через некоторое время после того, как че-

ловек ощутил себя одиноким,  он вдруг начинает осознавать близкое

присутствие других духовных существ.  "... я поняла, что все при-

сутствующие здесь люди - их было много довольно - парят  под  по-

толком комнаты.  Это были все люди, которых я знала в моей жизни,

но которые уже умерли.  Я узнала мою бабушку и  девочку,  которую

знала,  когда училась в школе, а также много других родных и зна-

комых" [1990,  с.30-31].  "Прямо перед собой я увидела моего дядю

Карла, который умер много лет назад."

   Образы умерших  людей и другие "духовные существа" часто появ-

лялись в воображении опрошенных после того,  как  человек  ощутил

своё  одиночество  в  этом "духовном мире".  Поэтому такие образы

можно рассматривать как  результат  компенсационной  деятельности

мозга.  Для  своей нормальной работы мозг должен непрерывно полу-

чать информацию из внешнего мира,  человек  должен  ощущать  себя

частью этого внешнего мира. При длительном пребывании в барокаме-

ре люди часто видят подобные компенсационные  галлюцинации  (хотя

приток информации в мозг довольно велик,  так как работает вести-

булярный аппарат, есть кожно-мышечное чувство, слышен собственный

голос). Отключённый от тела мозг как бы сам себе хозяин: возникла

потребность в общении - потребность эта удовлетворяется.

 

   12. Встречи с другими "духовными существами".

   Этот элемент близок к предыдущему. "... я не могу сказать, что

я говорил с людьми,  обладавшими определённым телом. Тем не менее

у меня было чувство,  что вокруг меня были люди, я мог ощущать их

присутствие и их движения...  ...Они не  оставляли  моё  сознание

одиноким в этой пустоте" [1990,  с.32]. Моуди пишет, что шведский

натуралист и мистик Эммануил (Иммануил) Сведенборг, живший в XVI-


 

 

                              - 9 -

 

II  веке,  писал,  что после остановки дыхания и циркуляции крови

человек может ощущать общение с  существами,  которых  Сведенборг

называет  "ангелами"  (видимо,  Сведенборг  сам пережил состояние

клинической смерти).  В мифе о греческом солдате Эре, пересказан-

ном  Платоном  [Моуди,  1990,  с.62],  Эр в состоянии клинической

смерти тоже встречается с "духовными существами" и "по  возвраще-

нии" рассказывает об этом живым.

   Объяснение этого элемента аналогично предыдущему,  но  хочется

обратить внимание  читателя  на связь религиозных представлений с

предсмертными ощущениями и их интерпретацией.  Вероятно,  это  до

какой-то степени взаимообусловленные вещи. Религия, конечно, воз-

никла не из одного только предсмертного опыта,  но некоторые око-

лорелигиозные  мистические  представления  вполне могли "подпиты-

ваться" таким опытом,  причём точно так же,  как представления  о

нечистой силе подкреплялись галлюцинациями средневековых наркома-

нов-"нюхачей", дышавших парами ядовитых трав.

 

   13. Светящееся духовное существо.

   Одним из самых распространённых элементов предсмертного  опыта

по  Моуди является встреча со светящимся духовным существом.  Это

светящееся существо обычно не имеет чётко  очерченного  духовного

тела  и  зрительно воспринимается только как свет.  В то же время

все опрошенные не сомневались, что это было существо, это сущест-

во  обладало личностью,  и от этой личности исходили любовь и ду-

шевное тепло.  Идентификация этого существа разными людьми, глав-

ным образом, зависела от мировоззрения человека (христиане счита-

ли, что этот свет - Христос и т.д.).

   Самое общее объяснение этого  явления  может  быть  аналогично

объяснению ряда предыдущих элементов. Конкретное объяснение пред-

ложить несколько труднее.  Однако, в сознании почти каждого чело-

века в течение жизни формируется такое понятие как "свет",  кото-

рым обозначается не только физическое явление,  но и комплекс ду-

ховных, нравственных понятий.  Не исключено,  что при возбуждении

соответствующих центров мозга комплекс этих понятий как бы высту-

пает в сознании на первый план и субъективно проявляется как ощу-

щение света.  В нашей обыденной жизни мы иногда говорим о некото-

рых людях,  что они с Христом в душе, понимая под Христом как раз

совокупность  определённых  нравственных качеств человека.  Вот с

этим "нашим внутренним" Христом  мы,  возможно,  и  "встречаемся"

после обособления мозга от остального тела.

 

   14. Оценка прошедшей жизни.

   Как указывает Моуди, светящееся существо мысленно задаёт чело-

веку  вопрос об оценке его прошедшей жизни:  "Подготовлен ли ты к

смерти?"; "Что значительного было сделано в твоей жизни?"; "Стоит

ли это, то есть моя жизнь, потраченного времени?" [1990, с.33].

   Мозг человека,  являясь одним целым,  имеет также относительно

автономные структуры (или системы, или центры). По-видимому, меж-

ду этими  разными  функциональными образованиями возможен "разго-

вор". К числу таких "разговоров" можно, например, отнести то, что

мы в повседневной жизни называем диалогом "ума" и "сердца".  Ско-

рее всего, различные "духовные существа", ведущие с личностью че-

ловека "мысленный  разговор",  -  это  не  что иное как различные


 

 

                             - 10 -

 

функциональные структуры  мозга,  которые  представляются  нашему

изолированному сознанию в качестве отдельных существ.  Вполне ес-

тественно,  что  структуры  мозга,  ответственные за совокупность

нравственных начал и представляющихся обособленному мозгу в  виде

света,  задают вопрос об оценке прошедшей жизни. Какая-то система

мозга "задаёт этот вопрос" другим его системам. Не этот ли вопрос

мы иногда задаём САМИ СЕБЕ и без всякой клинической смерти?

 

   15. Доброта светящегося существа.

   По рассказам опрошенных,  никакими словами нельзя описать  лю-

бовь и теплоту, которые исходят от светящегося существа к умираю-

щему.  Его вопросы об оценке прожитой жизни задаются без  осужде-

ния. "И всё это время я чувствовал, как будто был окружён всепог-

лощающей любовью и состраданием" [1990,  с.34].  "Было с ним  так

легко.  И, кроме того, у него было даже чувство юмора..., опреде-

лённо было!" [1990, с.35].

   Дополнительные объяснения  этого элемента,  помимо уже сделан-

ных,  видимо, не требуются. Если же вернуться к упомянутому чувс-

тву юмора, то можно заметить, что себя мы довольно часто судим со

"всепоглощающей любовью".

 

   16. Просмотр картин прожитой жизни.

   Как указывает Моуди,  светящееся существо вслед за вопросом об

оценке жизни показывает человеку картины его жизни. Все или толь-

ко главные эпизоды жизни мгновенно пробегают перед мысленным взо-

ром человека.  Светящееся существо  отмечает  некоторые  события,

старается  показать  что-то  важное  в каждой из этих сцен,  дать

нравственную оценку поступков, а точнее - подвести самого челове-

ка к нравственной оценке своих поступков.

   Есть отдельные люди,  которые способны помнить  свою  жизнь  в

мельчайших деталях.  По-видимому, мозг любого человека хранит го-

раздо больше информации о прожитой жизни,  чем та информация, ко-

торой обычно может воспользоваться сознание.  Однако, и в повсед-

невной жизни может происходить такое взаимодействие памяти и лич-

ности,  оценивающей  свой  жизненный опыт с нравственных позиций.

Бывает,  что в критических ситуациях "вся жизнь проносится  перед

мысленным  взором" и без клинической смерти,  о чём пишет и Моуди

(1990,  с.39-40).  По-видимому, в условиях отключённости мозга от

остального тела, когда самоуглублению человека не мешают импульсы

периферийной нервной системы,  возможно использование значительно

большей  информации о прошлом человека.  В связи с этим элементом

возникает ещё один интересный вопрос. Когда мы сталкиваемся с ка-

кой-либо неожиданной проблемной ситуацией, мы поначалу мучительно

"роемся" в памяти, подыскивая что-либо аналогичное в нашей жизни.

Иногда в результате мы "извлекаем" из наших воспоминаний информа-

цию,  которая оказывается "ключом" к проблеме.  Иногда мы даже не

понимаем,  откуда  у нас эта информация (воспоминание о соответс-

твующем эпизоде нашей жизни не дошло до сознания). Мы тогда гово-

рим, что нашли решение проблемы интуитивно. Иногда же выясняется,

что нужную информацию мы приобрели в мелком второстепенном эпизо-

де  нашей жизни,  в эпизоде,  который мы просто так никогда бы не

вспомнили.  Не происходит ли в этих случаях такой  же  мгновенный

просмотр какими-то системами мозга "запасников" нашей памяти?  Не


 

 

                             - 11 -

 

происходит ли иногда (или очень часто!) и в нормальном  состоянии

такой мгновенный просмотр картин всей нашей жизни,  но только без

участия сознания?  А ведь клиническая смерть - ситуация  исключи-

тельная,  проблемная... Самое время активизировать весь запас на-

шего жизненного опыта,  чтобы ответить на все  вопросы,  внезапно

обрушившиеся на наше сознание в таком большом количестве!

 

   17. Общение не словами, а мыслями.

   Как указывает  Моуди,  большинство опрошенных свидетельствуют,

что они слышали не физический звук или голос,  а  непосредственно

воспринимали  мысли окружающих их людей (например,  врачей) и ду-

ховных существ.  "Я уже понимала их за секунду до того,  как  они

открывали рот,  чтобы что-то сказать" [1990,  с.29].  "Мысленно я

услышал: Любишь ли ты меня?" [1990,  с.34].  "Духи общались между

собой на универсальном языке...  Каждый человек после смерти  не-

медленно приобретает  способность к общению на этом универсальном

языке..., который представляет собой свойство его духа.  Речь ан-

гела или  духа,  обращённая к человеку,  звучит так же отчётливо,

как и обычная речь людей, но её не слышат другие, находящиеся тут

же, а только тот, к кому она обращена, потому что речь ангела или

духа направлена непосредственно к сознанию человека..."  [Сведен-

борг - Моуди, 1990, с.64].

   Если предположить,  что сведения о  реальном  физическом  мире

мозг  в состоянии клинической смерти не получает (или получает по

ограниченному числу каналов) и "строит" этот мир  в  воображении,

то  "восприятие  голоса"  должно опережаться "восприятием мысли".

Мысль,  возникшая в мозгу самого человека, и будет отправной точ-

кой  для воображения,  которое "достроит" голос и соответствующий

зрительный образ.  Что же касается "духовных существ",  так, если

предположить,  что общение "духовных существ" с "человеком" - это

общение (взаимодействие) различных функциональных структур мозга,

то как же ещё эти структуры могут "общаться", если не "мысленно"?

 

   18. Невозможность обмануть.

   При общении со светящимся существом происходит "непосредствен-

ная передача мыслей, но в такой ясной форме, что какое-либо непо-

нимание или ложь по отношению к  свету  были  невозможны"  [1990,

с.33].

   Передача мысли от человека к человеку сопровождается переводом

мысли в слова, что частично искажает смысл. Второе искажение воз-

никает при восприятии слов, так как они всегда "окрашены" жизнен-

ным опытом конкретного человека.  Результат  этого  "испорченного

телефона" - трудность понимания человека человеком.  Без промежу-

точного перевода в слова и обратно мысль  передаётся  точнее,  но

это возможно лишь при диалоге различных структур одного и того же

мозга.  Отсюда "такая ясная форма" передачи мыслей при общении со

светящимся существом.

 

   18. Приближение к барьеру.

   Моуди пишет,  что "в нескольких случаях пациенты рассказывали,

как во время своего предсмертного опыта они  приближались  к  че-

му-то,  что  можно  было  бы назвать границей или пределом." Этот

предел описывается в виде водного  пространства,  тумана,  двери,


 

 

                             - 12 -

 

изгороди, черты, линии, другой преграды или даже человека. "Прямо

перед собой я увидела моего дядю Карла,  который умер  много  лет

назад.  Он преградил мне путь,  говоря:  Иди назад.  Твоё дело на

земле ещё не закончено" [1990, с.41-42].

   Этот элемент не является одинаковым в разных рассказах и вооб-

ще имеется далеко не всегда.  Поэтому наличие его в  предсмертном

опыте отдельных  людей  вполне может быть объяснено особенностями

их мировоззрения,  случайно возникшими образными  ассоциациями  и

т.п. Разнообразие барьеров говорит о том,  что они "перенесены" в

"потусторонний мир" (в сознание) из этого физического мира. Заме-

чу также,  что угасание активности мозга, т.е. "погружение" в не-

бытиё, вероятно, может восприниматься как погружение в туман.

 

   19. Обладание абсолютным знанием.

   В своём  втором труде "Размышления о жизни после жизни" (1977)

Р.Моуди указывает на ещё один элемент, который иногда встречается

в рассказах людей,  перенесших клиническую смерть.  Человек вдруг

ощущает,  что он обладает вселенским знанием,  что он находится в

школе или библиотеке, где можно узнать всё-всё. После перенесения

клинической смерти у многих усиливается интерес к познанию,  люди

оказываются как бы "просветлёнными".

   Объяснение этого элемента не является  обязательным,  так  как

сам элемент не обязателен в предсмертном опыте,  но некоторые со-

ображения всё-таки выскажу.  Во-первых,  "всезнание" утрачивалось

по выходе  из  состояния клинической смерти (в то время,  как все

остальные детали предсмертного опыта хорошо  помнились).  Поэтому

можно предположить,  что "всезнание" было кажущимся. Так, некото-

рые "гениальные" стихи, которые мне удавалось сочинить во сне или

вычитать во сне в книге,  оказывались бессмысленным набором слов,

когда,  проснувшись,  я тут же записывал их по памяти. Во-вторых,

это "всезнание" могло быть "всезнанием" только того,  чем обладал

мозг в отключённом состоянии. Ведь в это время мозг с его знания-

ми сам  по себе представляет замкнутую "вселенную" и он знает эту

"вселенную" полностью: нельзя же не знать что-нибудь из того, что

ты уже знаешь!  В нашей повседневной жизни иллюзия всезнания пос-

тоянно нарушается импульсами,  приходящими от органов чувств. Эти

импульсы  сигналят  о неожиданных изменениях вокруг нас и в нашем

теле (например, мы всё время узнаём об изменениях положения наше-

го  тела).  Новая информация приходит в противоречие с прогнозом,

который постоянно делает мозг,  совершая  работу  по  поддержанию

своей внутренней "вселенной".  Когда же мозг замкнут сам на себя,

это противоречие отсутствует, и мы ощущаем себя "всезнающими". Об

аналогичном ощущении у медитирующих йогов уже говорилось выше,  а

также о том,  что никаких научных открытий эти медитации не  дали

(кроме  открытия возможности самих медитаций как свойства челове-

ческой психики). Что же касается "просветления" перенесших клини-

ческую смерть,  то его можно объяснить следующим образом. Человек

наглядно убеждается,  что не может объяснить многое из того,  что

пережил.  Поэтому возрастает интерес к познанию  самого  себя,  к

познанию  законов  психики,  к религии и к разрешению самых общих

мировоззренческих вопросов.  Возникает ощущение суетности матери-

альных забот, так как ничто материальное "туда" с собой не проне-

сёшь - и ведь это правда!  Именно такой комплекс представлений мы


 

 

                             - 13 -

 

и называем "просветлённостью".

 

   20. Оживление как соединение души и тела.

   Данное положение можно подкрепить следующими цитатами.  "Я по-

нял,  что я,  по-видимому,  умираю и почувствовал,  что если я не

вернусь обратно в своё тело,  то я умру, скончаюсь." "После того,

как они  применили электрошок в области грудной клетки,  моё тело

резко дёрнулось, и я сразу просто упал в своё тело" [1990, с.45].

"Я  был  вливаем [в самодеятельном переводе - влит] обратно в моё

тело" [1990, с.46].

   "Соединение души и тела" в данном случае, видимо, является во-

зобновлением связи между мозгом и остальным телом. От электрошока

или по другой причине (например,  само после краткого отдыха) за-

работало сердце. Восстановился приток обогащённой кислородом кро-

ви к мозгу и другим частям нервной системы, вслед за этим устано-

вилась связь центральной нервной системы с периферической,  а че-

рез неё со всем остальным телом. Установление такой связи воспри-

нимается  как внезапная утрата лёгкости,  бестелесности,  то есть

как бы "падаешь" в своё тело.  Ты вдруг начинаешь ощущать тяжесть

своего тела и фиксированность "души" (восстановилось кожно-мышеч-

ное чувство, восстановилась работа вестибулярного аппарата).

 

                                                             1990

                  ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ

 

   Начну с того,  что приведу ещё факты.  После публикации  работ

Моуди  "полёт через туннель" вошёл в повседневный речевой обиход.

Люди стали смелее рассказывать о пережитых  ощущениях,  не  боясь

прослыть "психами", а поэтому появились новые подтверждения и до-

полнения описанной картины.  Так,  один из моих знакомых говорил,

что,  находясь под общим наркозом, он дважды ощутил этот "полёт",

который тут же прерывался. Потом врачи сказали, что у этого чело-

века  во  время  операции дважды на краткое время останавливалось

сердце.  Но самое интересное описание прислал мне  в  письме  мой

друг,  который ничего не слышал о работах Моуди. На всякий случай

сообщу, что это непьющий, культурный и начитанный человек, хотя и

без  образования,  т.е.  обстоятельства  позволили  ему закончить

только восемь классов. В это время он жил в деревне и очень тяже-

ло  работал в ветхом совхозном коровнике в условиях всеобщего пь-

янства и развала сельской жизни,  когда зарплату  не  выплачивали

месяцами. Вот, что он пишет в первом письме:

   "...Летом я,  по  всей видимости,  пережил клиническую смерть.

Дома пережил!  Один! Это по земным меркам - Чудо. Впрочем, может,

это было что-нибудь иное.  В конце концов,  просто сон. Но как бы

то ни было, я теперь уверен, что то, что люди называют Богом, су-

ществует на самом деле.  Я теперь верю в это.  Не знаю,  можно ли

меня назвать верующим?  В обычном понятии - нет.  Я не молюсь, не

пощусь,  не хожу в церковь.  Хотя, если доживу до старости, схожу

туда не раз помолиться.  Церковь и молитва придуманы людьми, а не

Богом. Но людьми мудрыми и добрыми. Человеку бывает нужно и тихое

место,  и безответный собеседник.  Люди верят, что он добр, мудр,

всесилен.  Это даёт надежду на лучшее,  и становится легче.  Но я

знаю, что вера эта не из прихоти человеческой пошла. Пошла она от


 

 

                             - 14 -

 

людей,  знающих это.  Испытавших и сумевших убедить других.  Это,

прежде всего,  люди,  пережившие клиническую смерть;  йоги... ...

сумевшие  силой воли держать тело в состоянии клинической смерти,

тем самым освобождая душу от оболочки; и ещё некоторые экстрасен-

сы (это по модному ныне названию), но далеко не все..."

   Я попросил подробнее рассказать о случившемся и теперь предла-

гаю читателю выдержки из второго письма:

   "...Вы, наверное,  помните, что у меня давно болит сердце. Ле-

чил я его,  но без толку. Это было всё время, и я уже привык и не

очень обращал внимание. Хотя временами от боли с ног падал. Впро-

чем, не столько от самой боли, сколько от неожиданности. В общем,

было так.  Не помню,  каким образом я оказался дома один  (просто

давно было).  Прилёг подремать среди дня.  Уснул.  И вот дальше я

помню всё очень чётко за исключением первых секунд.  Очень  чётко

помню не  столько события,  сколько ощущения в это время.  Причём

мои и не только мои [т.е.  ощущения "духовного существа" рядом  -

примечание Ю.Н.].  Не помню,  от чего я проснулся,  но помню, что

сразу понял:  мне очень худо,  и это конец.  Сердце не билось,  а

дёргалось,  и обычная сосущая боль была сильнее обычного и не да-

вала дышать.  Попытался встать за таблетками (они у меня  рядом),

но с трудом сумел только сдвинуть одну ногу. Она повисла, и боль-

ше я не смог шевелиться,  т.к.  не мог  дышать,  и  грудь  сосало

страшно.  Помню,  что страха не было.  Я был готов к этому давно.

Знал,  что могу умереть в любой момент. Когда голова закружилась,

я ещё чувствовал боль в сердце, но себя уже не чувствовал. Я зак-

рыл глаза. И тут боль прошла. Помню огромное облегчение. Оно было

обвальным и прошло волной от головы к ногам.  Думаю, что подобные

ощущения испытывают наркоманы после приёма дозы.  Резкое успокое-

ние  и после колоссальное спокойствие,  когда дух не связан брен-

ностью тела и дел.  Но это предположение. После этого трудно опи-

сать, но я вдруг увидел, что потолок стал очень близким, и  _однов-

 _ременно . увидел себя,  верней, моё тело. Оно лежало (трудно писать

так о себе, но это было тогдашнее ощущение - именно ОНО) чуть на-

искосок кровати.  Одна нога свесилась и качалась (или дёргалась).

Левая рука - на солнечном сплетении,  правая - на груди. Лицо си-

нее, глаза закрыты, губы сжаты. Потом вы поймёте, что эти подроб-

ности не напрасны. Дальше начинаются только ощущения. Меня понес-

ло плавными толчками (странно,  но верно) наискосок  и  вверх.  И

сразу же я ощутил, что рядом со мною кто-то есть. Я не видел его,

но чётко ловил его настроение.  Но сначала о  другом.  Летели  мы

(или нас несло?) отнюдь не в тоннеле,  а в огромном и бесконечном

пространстве, переплетённом линиями всех цветов. Но не чёткими, а

размытыми по бокам.  Там,  где они пересекались (именно  _пересека-

 _лись . между собой,  а не просто видимость пересечения) стоял сияю-

щий ореол,  но уже более яркий и изумительного света (именно све-

та, а не цвета). На Земле (я думаю, что мы были всё-таки в космо-

се) таких цветов нет.  Несло нас к такому же пятну сияния (почему

пятну?  Наверное, потому, что язык наш несовершенен), но оно было

много  больше остальных и много ярче.  Важная деталь:  я не видел

самого главного сияния,  к которому мы направлялись,  но я  знал,

что лечу к нему.  Откуда? Чёрт его знает, откуда. Это трудно объ-

яснить,  но знание появилось сразу. Причём, не только это знание,

а  и многие другие знания тоже.  Насколько они верны,  я не знаю,


 

 

                             - 15 -

 

потому пока об этом помолчу.  Точно так же я не видел  того,  кто

летел рядом со мной.  Просто знал,  что меня кто-то сопровождает.

Очень чутко улавливал его настроение (не мысли,  нет, вместо мыс-

лей здесь,   _похоже .,  было Знание). ОНО было одновременно удивлён-

но-недоумевающим и мрачновато-решительным. И очень добрым ко мне.

Сначала звуков не было.  Вдруг послышался звук,  похожий на удары

колокола,  но очень густой и приглушённый. Сразу же наше движение

стало обратным.  И настроение проводника резко изменилось. Облег-

чение и ясность.  И большая радость за меня.  А вот обратный путь

мы проделали быстро и ровно,  без толчков.  Я уже не видел ни ли-

ний,  ни сияний,  и было ощущение, что лечу в тёмном тоннеле. Вот

здесь  память  снова делает скачок.  Дальше я сразу увидел себя в

комнате,  но видел не только комнату.  Впрочем, я всё-таки не ви-

дел, а  по-прежнему знал.  Я знал,  что наш кот Мурзик мечется по

крылечку, как бы в панике,  и царапает дверь.  Звуков не  слышал,

только звон колоколов. Тугой и короткий. Я увидел комнату и себя.

Комната была не такой,  как всегда. Обои в ней были изумительного

серебристо-зелёного света,  а не светло-коричневого. Хотя рисунок

был тот же. И ещё деталь. Я видел, что обои были целыми, без тре-

щин и вырванных кусков (обычное занятие моих архаровцев).  Хотя я

уже ощущал себя в своём теле,  но по-прежнему ещё видел себя  как

бы со стороны.  Глаза были закрыты, но лицо уже не было синим, а,

скорее, белым и полностью разглаженным, расслабленным. Ни морщин,

ни мешков под глазами не было. Потом я долго не мог избавиться от

ощущения расслабленности и шелковистости кожи на лице (примерно в

течение недели).  Ну  а  потом  я снова погрузился во мглу и стал

слышать. Первое, что я услышал - это был ветер за стеной. Потом -

мяуканье за  дверью  Мурзика.  А потом я начал ощущать своё тело.

Первыми ощутил руки.  И вот интересная деталь, которую я осмыслил

уже позже.  Руки были напряжены и тяжелы. От них прямо-таки жгло.

А всё остальное тело было холодно и расслаблено. Даже плечи - хо-

тя это  странно.  Позже я попробовал напрягать руки,  но без мышц

плеч, груди и спины - чёрта-с-два! Только вместе. В таком положе-

нии я пролежал примерно с полчаса.  Потом встал, добрёл до двери.

Впустил кота и улёгся снова,  уже на весь день.  Часа  через  два

пришла... Я ей всё рассказал. Сердце ныло, но не болело. Слабость

во всём теле и постоянное ощущение холода  во  всём  теле  (кроме

рук) прошли только к вечеру. Ну а дня через два-три пришла газета

"Труд" со статьёй о клинической смерти. Не помню, как она называ-

лась, но это первая статья на эту тему в "Труде". Если найти под-

шивку, то можно отыскать её и установить  дату  этого  случая  со

мной. Саму газету я отдал матери.  Вот собственно и всё,  что бы-

ло..."

   Дальнейшее уже не является фактическим материалом, но всё-таки

из уважения к той аккуратности, с какой было описано "путешествие

по иному миру", приведу и последующий текст:

   "... Вот собственно и всё,  что было.  Назвать это клинической

смертью  я  могу только предположительно.  Хотя я всё-таки был на

грани её или далеко за гранью.  Всё упирается в вопрос: как я вы-

жил? Попробую высказать свои соображения, стараясь придерживаться

только земных и обычных понятий. Впрочем, и не совсем обычных то-

же. Помните,  я не мог дышать из-за боли.  Не мог шевелиться тоже

из-за боли.  Я был вынужден максимально расслабиться.  Думаю, что


 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов