Буду признателен, если поделитесь информацией в социальных сетях

 

ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Скачать книгу   Венец Жизни  Исследования по йоге
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

 

 

 

Венец Жизни  Исследования по йоге

скачать  54.zip

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

Выдержки из произведения

В полном объеме вы можете скачать текст в архиве ZIP по ссылке расположенной выше

 

КИРПАЛ СИНГХ

 

 

ВЕНЕЦ ЖИЗНИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ЙОГЕ

 

 

 

Посвящается

Всемогущему Богу,

работающему через всех Мастеров, которые приходили,

и Баба Саван Сингху Джи Махарадж,

у чьих Лотосовых Ног

автор впитал сладостный эликсир

Святого Наама - Слова

 

 

 

1 издание - 1961, Рухани Сатсанг, Дели

2 издание - 1965

3 издание - 197О

4 издание - 1971

5 издание - 1973

6 издание - 198О


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Это исследование по сравнительной йоге было вызвано первоначально различными вопросами, которыми засыпали меня ищущие и посвященные на Западе. Но при попытке ответить им систематическим и исчерпывающим образом оно выросло в нечто большее, чем первоначальное намерение. В его теперешнем виде оно, я надеюсь, будет полезно не только тем, чьи вопросы сперва привели к его написанию, а вообще всем ищущим, которые хотят понять, что такое йога, разнообразие ее форм, их соответственные способы действия и духовную эффективность.

В наш век публикаций нет недостатка в книгах по йоге. Однако, если тщательно изучить их, то можно обнаружить, что большинство из них ограничивается тем или иным направлением. Они либо трактуют ее прежде всего как систему АСАН и физических упражнений, либо как абстрактную и высоко монистическую систему мысли, исходящую из единства всего существующего, и полное единство индивидуальной души и Сверхдуши. В каждом из случаев взгляд на йогу является неполным, превращающим ее из практического способа духовного подъема и единения с Абсолютом в систему физической культуры или в школу (или группу школ) философии.

Чтобы избежать возможности такой ошибки, фокусирующим пунктом всех дискуссий в этом исследовании будет оставаться конечная цель всякой йоги: единение с Высшим Господом. Все важные формы йоги, как древние, так и современные, анализируются по порядку; объясняются и обсуждаются их упражнения, а также тот уровень, до которого каждая из них может довести нас на пути к конечной цели. Это последнее, возможно, легче всего вызывает недоразумение и представляет наиболее запутывающий аспект сравнительного исследования по йоге. Характерным для мистического опыта является то,  что душа, когда она поднимается на план, более высокий, чем тот, к которому она привыкла, склонна (при отсутствии высшего руководства) ошибочно принимать более высокий план за наивысший - Царство Абсолюта. И таким образом мы обнаруживаем, что большинство йог, доведя нас до определенной точки во внутреннем путешествии, ошибочно считает ее концом, а относительную реальность провозглашает абсолютной.

Единственным способом, с помощью которого мы можем эффективно оценить сравнительную духовную ценность каждой формы йоги и избежать таким образом существующей путаницы, является принятие в качестве нашего стандарта самой высокой формы йоги, чья эффективность абсолютна, а не относительна. Этому стандарту удовлетворяет Сурат Шабд Йога, известная также как Сант Мат (или путь Сантов, или Учителей этой мистической школы), поистине Венец Жизни.

Осуществляя практическую часть под надлежащим руководством, ее адепты достигли сфер, неизвестных другим мистическим школам, и в конце концов соединились с Высшим Господом в Его Абсолютном Состоянии, Безымянным и Бесформенным. В своих трудах они многократно утверждают несравнимое превосходство этой Йоги Звукового Потока и, описывая через непосредственное внутреннее восприятие различные духовные уровни других йог, продолжают разъяснять абсолютную природу их собственной.

Как только ищущий начнет улавливать перспективы сравнительного мистицизма, которые может обеспечить Сант Мат, он обнаружит, я уверен, что этот предельно сложный предмет становится все яснее ему самому. Он увидит, что противоречия, тревожащие многих, кто впервые начинает сравнительное исследование мистицизма, не существенны для мистического опыта как такового, а являются результатом ошибочного принятия относительной истины за абсолютную, ошибки, не существующей для тех, кто, следуя наивысшим путем, испытал на опыте из первых рук все внутренние состояния и знает пункты, до которых может довести каждая йога. У него больше не будет искушения избегать решения проблем духовности, отклоняя ее как простой пережиток старого предубеждения и черной магии, но он увидит в ней своего рода вечную внутреннюю науку с ее собственными неизменными законами и разнообразными способами действия; со знанием, которое не статично, а развивается по мере того, как люди переходят от более низких к более высоким формам йоги. И самое главное, я надеюсь, он поймет, что слияние с Высшим Господом - это не просто сон наяву или гипотетический постулат монистической школы философии, а реальная возможность, осуществление которой есть истинная цель человеческого существования, и достижение которой, при правильном руководстве, правильном методе и правильном усилии доступно всем, невзирая на возраст, пол, расу или веру.

                                                                     Саван Ашрам, Дели. 6 июня 1961 года.

                                                                     Кирпал Сингх

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 TOC \o "1-5" Часть первая. ВИДЫ ЙОГИ............................................................ GOTOBUTTON _Toc373740931   PAGEREF _Toc373740931 6

1. Йога: Введение...................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740932   PAGEREF _Toc373740932 6

1.1. Что такое врити................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc373740933   PAGEREF _Toc373740933 8

1.2. Душа и Сверхдуша.......................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740934   PAGEREF _Toc373740934 9

1.3. Пракрити, или материя.................................................................................. GOTOBUTTON _Toc373740935   PAGEREF _Toc373740935 11

1.4. Взаимосвязь между тремя телами и пятью кошами............................... GOTOBUTTON _Toc373740936   PAGEREF _Toc373740936 13

1.5. Деление творения в соответствии с кошами............................................ GOTOBUTTON _Toc373740937   PAGEREF _Toc373740937 13

2. Йог видья и йог садхана Путь йоги в теории и практике...................... GOTOBUTTON _Toc373740938   PAGEREF _Toc373740938 15

2.1. Базис древней йоги........................................................................................ GOTOBUTTON _Toc373740939   PAGEREF _Toc373740939 15

2.1.1. Истоки и техника систем йоги................................................................ GOTOBUTTON _Toc373740940   PAGEREF _Toc373740940 15

2.1.2. Основные понятия.................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740941   PAGEREF _Toc373740941 16

2.2. Путь и ответвления Аштанг Йоги............................................................... GOTOBUTTON _Toc373740942   PAGEREF _Toc373740942 17

2.2.1. Яма и Нияма............................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740943   PAGEREF _Toc373740943 18

2.2.2. Асаны.......................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740944   PAGEREF _Toc373740944 21

Асана как форма йоги............................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740945   PAGEREF _Toc373740945 23

Достоинства асан...................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740946   PAGEREF _Toc373740946 23

Совершенство в асанах (АСАНА СИДДХИ)....................................... GOTOBUTTON _Toc373740947   PAGEREF _Toc373740947 26

Пища............................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc373740948   PAGEREF _Toc373740948 27

2. 2. 3. Пранаяма, или йогическое дыхание..................................................... GOTOBUTTON _Toc373740949   PAGEREF _Toc373740949 28

Плексусы и чакры..................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740950   PAGEREF _Toc373740950 29

Пранаяма: элементарные упражнения.................................................... GOTOBUTTON _Toc373740951   PAGEREF _Toc373740951 29

Пранаяма Сукх Пурвак............................................................................. GOTOBUTTON _Toc373740952   PAGEREF _Toc373740952 30

Пранаяма как форма йоги (Прана Йога)................................................ GOTOBUTTON _Toc373740953   PAGEREF _Toc373740953 31

Праническая дисциплина.......................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740954   PAGEREF _Toc373740954 32

Достоинства Прана Йоги......................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740955   PAGEREF _Toc373740955 33

2.2.4. Пратьяхара, или контроль чувств........................................................... GOTOBUTTON _Toc373740956   PAGEREF _Toc373740956 33

2.2.5. Дхарна, или Самъям.................................................................................. GOTOBUTTON _Toc373740957   PAGEREF _Toc373740957 34

Дхарна как форма йоги (Мансик Йога).................................................. GOTOBUTTON _Toc373740958   PAGEREF _Toc373740958 38

2.2.6. Дхиан (Созерцание или медитация)........................................................ GOTOBUTTON _Toc373740959   PAGEREF _Toc373740959 43

Дхиан как система йоги............................................................................ GOTOBUTTON _Toc373740960   PAGEREF _Toc373740960 44

Достоинства Дхиан Йоги......................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740961   PAGEREF _Toc373740961 45

2.2.7. Самадхи...................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740962   PAGEREF _Toc373740962 46

Самадхи Йога............................................................................................. GOTOBUTTON _Toc373740963   PAGEREF _Toc373740963 48

2.3. Аштанг Йога и современный человек........................................................ GOTOBUTTON _Toc373740964   PAGEREF _Toc373740964 50

3. ФОРМЫ ЙОГИ................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740965   PAGEREF _Toc373740965 53

3.1. Мантра Йога, или Йога Произнесения....................................................... GOTOBUTTON _Toc373740966   PAGEREF _Toc373740966 53

Техника в Мантра Йоге....................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740967   PAGEREF _Toc373740967 54

3.2. Хатха Йога...................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740968   PAGEREF _Toc373740968 55

3.3. Лайя Йога....................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740969   PAGEREF _Toc373740969 59

3.4. Раджа Йога..................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740970   PAGEREF _Toc373740970 60

3.5. Джнана Йога, или Йога Знания.................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740971   PAGEREF _Toc373740971 63

3.6. Бхакти Йога, или Йога Преданности.......................................................... GOTOBUTTON _Toc373740972   PAGEREF _Toc373740972 64

3.7. Карма Йога, или Йога Действия.................................................................. GOTOBUTTON _Toc373740973   PAGEREF _Toc373740973 66

3.8. Другие Йоги, упоминаемые в Гите............................................................. GOTOBUTTON _Toc373740974   PAGEREF _Toc373740974 67

Йога медитации.................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740975   PAGEREF _Toc373740975 68

Йога духовного опыта........................................................................................ GOTOBUTTON _Toc373740976   PAGEREF _Toc373740976 68

Йога мистицизма.................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc373740977   PAGEREF _Toc373740977 68

3.9. Йога в священных писаниях зороастрийцев.............................................. GOTOBUTTON _Toc373740978   PAGEREF _Toc373740978 69

3.10. Йога и внешние науки................................................................................. GOTOBUTTON _Toc373740979   PAGEREF _Toc373740979 71

4. АДВАЙТИЗМ....................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740980   PAGEREF _Toc373740980 72

4.1. “Я” - базис сознательной жизни.................................................................. GOTOBUTTON _Toc373740981   PAGEREF _Toc373740981 73

4.2. Природа творения.......................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740982   PAGEREF _Toc373740982 74

4.3. “Я” или атман.................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc373740983   PAGEREF _Toc373740983 74

4.4. Природа “Я”.................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740984   PAGEREF _Toc373740984 75

4.5. Индивидуальное знание и сознание............................................................ GOTOBUTTON _Toc373740985   PAGEREF _Toc373740985 75

4.6. Знание и его источники................................................................................. GOTOBUTTON _Toc373740986   PAGEREF _Toc373740986 75

4.7. Природа Брахмана......................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740987   PAGEREF _Toc373740987 77

Часть вторая. Исследование Сурат Шабд Йоги...................... GOTOBUTTON _Toc373740988   PAGEREF _Toc373740988 79

5. СУРАТ ШАБД ЙОГА Йога Небесного Звукового Потока..................... GOTOBUTTON _Toc373740989   PAGEREF _Toc373740989 79

5.1. Звуковой Поток............................................................................................. GOTOBUTTON _Toc373740990   PAGEREF _Toc373740990 83

5.2. Краеугольные камни..................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740991   PAGEREF _Toc373740991 85

5.3. Совершенная наука....................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740992   PAGEREF _Toc373740992 93

5.4. Мастер............................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc373740993   PAGEREF _Toc373740993 97

6. СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ................................................................................ GOTOBUTTON _Toc373740994   PAGEREF _Toc373740994 108

6.1. Древняя религиозная мысль:  индийская, китайская и иранская.......... GOTOBUTTON _Toc373740995   PAGEREF _Toc373740995 109

6.1.1. Индуизм................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740996   PAGEREF _Toc373740996 109

6.1.2. Буддизм.................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740997   PAGEREF _Toc373740997 113

6.1.3. Таоизм...................................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373740998   PAGEREF _Toc373740998 115

6.1.4. Зороастризм............................................................................................ GOTOBUTTON _Toc373740999   PAGEREF _Toc373740999 117

6.2. Христианство............................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373741000   PAGEREF _Toc373741000 118

6.3. Ислам............................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc373741001   PAGEREF _Toc373741001 123

6.4. Сикхизм........................................................................................................ GOTOBUTTON _Toc373741002   PAGEREF _Toc373741002 127

7. НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ..................................... GOTOBUTTON _Toc373741003   PAGEREF _Toc373741003 132

7.1. Розенкрейцерство, теософия и движение “Я есть”............................... GOTOBUTTON _Toc373741004   PAGEREF _Toc373741004 133

7.2. Христианская Наука и Субуд..................................................................... GOTOBUTTON _Toc373741005   PAGEREF _Toc373741005 134

7.3. Спиритизм и спиритуализм......................................................................... GOTOBUTTON _Toc373741006   PAGEREF _Toc373741006 135

7.4. Гипноз и месмеризм................................................................................... GOTOBUTTON _Toc373741007   PAGEREF _Toc373741007 136

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. GOTOBUTTON _Toc373741008   PAGEREF _Toc373741008 136

 

Часть первая. ВИДЫ ЙОГИ

1. Йога: Введение

Все великие Учителя человечества всех времен и народов - Ведические Риши, Зороастр, Махавира, Будда, Христос, Мухаммед, Нанак, Кабир, Баба Фарид, Хазрат Баху, Шамас Табриз, Маулана Руми, Тулси Сахиб, Свамиджи и многие другие - дали миру только одну САДХНУ, или духовную дисциплину. Поскольку Бог Один, то путь к Богу тоже может быть лишь один. Истинная религия, или путь возврата к Богу, создан Самим Богом; и следовательно он наиболее древний так же, как и наиболее естественный путь, в котором нет выдумки или искусственности. В своей практической части эта система нуждается в руководстве адепта или Мастера, хорошо разбирающегося в теории и практике ПАРА ВИДЬЯ, Науки о Высшем, как ее называют, ибо она находится за пределом понимания разума и чувств. Там, где мирские философии кончаются, начинается истинная религия. Тексты священных писаний дают нам, в лучшем случае, какое-то описание Пути, насколько он может быть выражен в несовершенных словах, но они не могут ни привести нас к Пути, ни вести нас по этому Пути.

Духовный Путь по сути своей есть Путь практический. Только Дух, освобожденный от бремени и деперсонифицированный, может предпринять духовное путешествие. Внутренний человек, душа в человеке, должен подняться над телесным сознанием, прежде чем он сможет перейти в высшее, или космическое сознание, и сознание запредельное. Все это и больше становится возможным через посредство СУРАТ ШАБД ЙОГИ, или единения “я” в человеке (СУРАТ, или сознание) с ШАБДОМ или Звуковым Принципом, по милости какого-либо Мастера-души.

Для того чтобы иметь ясное представление об учениях Мастеров с седой древности до настоящего времени, стоит изучить природу и диапазон Сурат Шабд Йоги и ее учения по отношению к различным системам йоги, которым учили древние, а также принципам адвайтизма, выдвинутым Шанкарачарьей.

Термин ЙОГА происходит от санскритского корня ЙУДЖ, который означает встреча, единство, единение, завершение, абстракция, осуществление, поглощенность или метафизическое философствование наивысшего типа, которое обещает сблизить душу и Сверхдушу (ДЖИВА-АТМА и ПАРМАТМА, или БРАХМАН). Патанджали, признанный отец системы йоги, в манере своего предшественника Гаудапады определяет йогу как устранение ВРИТИ, или модуляций, которые всегда поддерживают колебание в веществе разума, или ЧИТ, в форме ряби. Он называет это ЧИТ ВРИТИ НИРОДХА, или подавление врити, т.е. очищение разума от колебаний. Согласно Яджнавалкья, йога означает воздействовать или вызывать единение индивидуальной души с Ишваром или Брахманом. Йоги обычно определяют ее как раскрытие духа и освобождение его от многочисленных покрывающих его оболочек, в которые он завернут в своем физическом существовании. САНТ МАТ, или Путь Мастеров, далек от отказа от любой из этих целей йоги, он полностью принимает и подтверждает все, что сказано выше, и в какой-то мере согласен с целями и тем, что вытекает из них, но считает их, в лучшем случае, лишь указателями к цели. Однако он не останавливается на этом, а идет дальше и говорит нам о “Пути Выхода” из могучего лабиринта вселенной и “Пути Входа” в Небесный Дом Отца - духовном путешествии, которое дух должен предпринять из смерти в жизнь бессмертную (из ФАНА в БАКА), поднимаясь над телесным сознанием с помощью регулярной системы самоанализа, извлечения духовных потоков из тела и сосредоточения их в месте пребывания души, (Тисра Тил), а затем постепенного прохождения через промежуточные центры по ту сторону БУНК-НААЛ, перевернутого трубообразного прохода, пока он не достигнет конечной стадии совершенства - единства со своим Источником.

Здесь может возникнуть вопрос относительно необходимости единения души со Сверхдушой, если обе по существу представляют одно и то же и уже запечатлены одна в другой.

Теоретически это верно, но многие ли из нас сознательно понимают это и практически претворяют в жизнь это знание и осознание? С другой стороны, душа всегда следует за лидерством разума, разум - за чувствами, а чувства - за чувственными объектами, в результате чего душа, постоянно, век за веком соединенная с разумом и чувствами, полностью утратила свою собственную индивидуальную (неделимую) идентичность и во всех практических намерениях отождествила себя с разумом. Именно эту завесу невежества, возникшую между душой и Сверхдушой, нужно устранить, чтобы дать возможность душе стать самой собой, осознать свою собственную природу, затем искать свой настоящий дом и достигнуть жизни вечной. Все религии были первоначально задуманы человеком единственно с этой целью, но, к сожалению, с течением времени человек постепенно уносится прочь от реальности и становится рабом своих собственных творений и религий, так как религии вырождаются в узаконенные церкви и храмы, в жесткие кодексы морального и общественного поведения, которым недостает живого контакта и пульсирующего жизненного импульса их основателей.

“Я не знаю болезни души, кроме невежества”, - говорит Бен Джонсон. Как устранить завесу невежества - это проблема всех проблем. Мы позволили ей вырасти в непроницаемую скалу, слишком крепкую, чтобы быть разрушенной. Однако, мудрецы предоставили разные средства, чтобы разорвать непроницаемую иначе завесу, такие как ДЖНАНА ЙОГА, БХАКТИ ЙОГА, КАРМА ЙОГА и другие методы. Свет истинного знания, который позволяет увидеть Джнана Йога, способен рассеять тьму невежества, как зажженная свеча может рассеять мрак в темной комнате. С помощью Бхакти Йоги можно сменить отношение ненависти, отделенности и двойственности на отношение любви ко всем, единства и единения со всеми живыми созданиями и посредством этого утвердиться во всеохватывающей любви ко всем. Наконец, с помощью Карма Йоги можно искоренить чувства эгоизма, эгоцентризма, самовозвеличения и любви к себе, заняться благотворительностью филантропии и тому подобными делами, которые могут быть полезны человечеству в целом, видеть отражение вселенной в своем “я” и отражение своего “я” во всех других, реализовав в конечном счете принцип Отцовства Бога и братства людей. Таковы, в основном, три пути, или скорее три аспекта интегрированного пути головы, сердца и рук, посредством которых можно достигнуть желаемой цели - единства души со Сверхдушой. Для удобства их можно кратко называть процессом самообладания, самовозвышения и самопожертвования, ведущим в конечном счете к “Космическому Сознанию”, или к осознанию всепроникающей Реальности как базиса всего существующего.

Задача в каждом случае одна и та же, и каждый стремится к той же самой цели, хотя на начальных стадиях каждый из них начинает с дуалистического отношения. Начинается с дуализма, а кончается не-дуализмом (адвайтизмом); и для этого можно выбрать путь божественного знания, всеобщей любви и преданности или бескорыстного служения человечеству.

Цель всегда остается той же самой,

Хотя стреляющих в цель может быть так много.

                                                  Раджаб

Например, в Джнана Йоге необходимо развить способность распознавания, чтобы быть способным отличить АГЬЯН от ГЬЯН, т.е. невежество от истинного знания, иллюзорный характер Майи от Брахмана. Когда убеждаешься в последнем, получаешь проблески того, что везде - только всепроникаюший Брахман в Его беспредельной сущности, внутренне присущей всем формам и цветам, которые извлекают свой узор и оттенок только из этой сущности. Такое восприятие является рассветом истинного знания и божественной мудрости.

В Бхакти Йоге подобным же образом мы начинаем с двойственного принципа БХАГАТ и БХАГВАНТ, или преданный и божество, и преданный постепенно утрачивает свое маленькое “я” и видит свое божество всепроникающим, а его собственное “я” распространяется настолько, что охватывает все целиком, как его собственный ИШТ-ДЭВА (божество).

“Кто бы ни вошел в соляную шахту, начинает просаливаться.” Как вы мыслите, такими вы и станете. Опять таки, в Карма Йоге можно войти в КАРМА КШЕТРА, или поле действий, начиная под воздействием какой-то побуждающей силы, но с течением времени познается ценность бескорыстной Кармы. Когда Кармы выполняются ради них самих, без какой-либо привязанности к плодам их, то связывающее действие исчезает, и силой привычки постепенно становятся НЕХ-КАРМА (бездействие в действии) или неподвижной точкой в вечно вращающемся колесе жизни.

Таким образом, когда с периферии своего существа человек достигает центра своего существа, он достигает бездеятельности в действии и освобождается от сковывающего действия Кармы.

1.1. Что такое врити

Когда поток, исходящий из духа, наталкивается на какой-нибудь объект, например, физический предмет, ментальное чувство, мысль или чувственное ощущение и возвращается к своему источнику, это называется ВРИТИ. Врити создает модуляцию в веществе разума. Все наше знание о мире снаружи и внутри приходит от врити, или лучей мысли. Луч света, отраженный от объекта или исходящий из него, проходит через глаза в мозг,        где он превращается в мысленные впечатления, которые делают нас осведомленными об объекте.

Врити бывают пяти видов:

1. ПАРМАН: взаимоотношение между чистой душой и ПРАКРИТИ, или Природой, называется ПАРМАН. В каждом проявлении чистая душа находит в основе свою собственную сущность, и ничто не существует отдельно от Нее.

2. ВИПРЕХ: взаимоотношение между познающей душой и Пракрити, или объектом Природы, называется Випрех. Она обманывается и принимает проявленную форму за действительность, но остается скептичной относительно единого и активного жизненного принципа в основе.

3. ВИКАЛЬП: это взаимоотношение, которое душа, управляемая разумом, имеет с объектами, вызывая сомнения и иллюзию по отношению к самим объектам, их существованию, их внутренней природе и жизненному принципу в их основе.

4. НИДРА: это отношение, которое душа, покрытая праной, имеет с объектами. Оно включает в себя похожие состояния сна со сновидениями и глубокого сна, невзирая на существующее окружение.

5. СМРИТИ: взаимоотношение воплощенной души с объектами мира на физическом плане.

Все эти врити создают множество преград на пути души, жаждущей понять свою истинную сущность и природу, которая в действительности есть не что иное, как сущность Бога. Поэтому Кабир говорит: “Душа - из той же самой сущности, что и сущность Бога.”

Подобным же образом и мусульманские святые выражают ту же мысль, когда говорят о душе как об АМАР-И-РАББИ, или указе Бога.

Если бы только очистить ЧИТ от врити (ЧИТ ВРИТИ НИРОДХА, как это называют), ничего бы не осталось, кроме чистой сущности Божественного. Отсюда часто повторяемые прославленные изречения о йоге:

ЧИТ ВРИТИ НИРОДХА (очищение разума от умственных колебаний)

есть сущность йоги.

                                                  Патанджали

Единение души и Сверхдуши есть йога.

                                                  Яджнавалкья

Выпутывание души из материалов жизни

Путем снимания с нее окутывающих ее покровов есть йога.

                                                  Мачхандра Натх и Горакх Натх

Самый легкий, наиболее древний и естественный путь получить плоды йоги, которому учили Кабир, Нанак и другие до и после них - это путь Шабд Йоги или Сехадж Йоги, который давали Учителя-святые с незапамятных времен. Когда дух способен с помощью практики духовной САДХНЫ сбросить одну за другой различные оболочки, он становится чистым духом, совершенным в себе, сознательной сущностью, самосущей и самосветящейся, вечно одинаковой и вечно свободной. Согласно учениям святых, йога - это общение души со святым Словом (Богом в проявлении), Силой Бога или Духом Бога: ШРУТИ, СРАОША, КАЛЬМА, НААМ или Святым Духом, как по-разному определяли его мудрецы в разное время.

1.2. Душа и Сверхдуша

1. Душа - есть Реальность и Сущность. Она - одна, а также всеобщность. В одном всегда существует иллюзия множества, а целое означает существование в нем множества частей. Идеи части и целого идут рука об руку, и обе - как часть, так и целое - характеризуются подобием своей сущности, своей природы.

2. Сущность предмета имеет свою собственную атрибутивную природу; одно нельзя отделить от другого. Как сущность находится в одном и во множестве, так же и с ее атрибутивной природой.

3. Сущность вещи - это ее ДЖОХАР, само ее жизненое дыхание. Это единственный первичный принцип, который пронизывает все и является реальностью за всеми формами и цветами. Этот активный жизненный принцип является самим источником творения и называется по-разному: в тонком мире - ПРАКРИТИ, в причинном - ПРАДХАН, а в физическом мире - МАЙЯ, или материя.

4. Атрибутивная природа предмета - это его неотъемлемая составная часть, которой присуща его природа. Возьмем случай со светом. Можно ли представить себе свет без солнца или излучающуюся жизненную силу без замечательно здорового человека? Одно не существует без другого, оба неразделимы и полностью заключены одно в другом.

5. Любая попытка считать эти два предмета, природу и ее сущность, разделенными, хотя бы в воображении, приведет нас к идее дуальности. Лишь в терминах этой дуальности можно рассматривать творение отдельным от творящего принципа как результат внешней игры двойственных сил духа, называемых материей и душой. Научные исследования сейчас также пришли к неопровержимому выводу, что вся жизнь есть единое непрерывное существование на разных уровнях; а то, что мы называем инертной материей, есть не что иное, как энергия на своей самой низкой ступени.

В самой Природе, как на тонком, так и на причинном плане, эти два принципа всегда в действии: на тонком плане - БОГ и ПРАКРИТИ, на причинном - БОГ и ПРАДХАН, в физической вселенной - ДУША и МАТЕРИЯ. Творение везде является лишь результатом влияния одного на другое.

6. Итак, душа - это жизненный принцип и коренная причина в основе всего, ибо ничто не может проявиться без нее. Она производит оживляющее действие и сообщает свой жизненный импульс казалось бы инертной материи путем контакта с ней. Именно жизнь и свет оживляющего импульса души позволяют материи принимать множество форм и цветов с их разнообразием образцов и типов, которые мы видим во Вселенной.

7. Этот жизненный поток, или душа, предельно тонок, это самосветящаяся искра Божественного Света, капля из Океана Сознания без начала и конца; вечно одинаковое, неизменное постоянство, безграничное, совершенное в Себе, вечно существующая и все ощущающая сущность, присущая любой форме, видимой и невидимой, ибо все предметы проявляют себя благодаря Ей. Нет ничего, что не сотворено Ею.

Один остается, множество меняется и уходит,

Жизнь, как купол из многоцветного стекла,

Пятнает белое сияние Вечности.

                                                  Шелли

8. Как солнце распространяет в мир свои лучи, как океан несет на своей поверхности пузыри, рябь, волны, потоки и течения, как лес состоит из бесчисленных деревьев, так и Сверхдуша, или Бог, если смотреть на Него через Его творение, кажется расщепленным на множество форм, демонстрирующих и отражающих свет и жизнь Бога в богатой панораме разнообразия цветов. Хотя дух Его пронизывает все в равной мере, как нить множество бус, Он, беспристрастный, остается в стороне от всего в Своей собственной полноте.

9. Первая проекция духовного потока, исходящего из Бога вниз, приводит к проявлению эфира (АКАШ), который является самым тонким из элементов, распространенным повсюду в пространстве. Он имеет два аспекта. Один - аспект духа, или души, остающийся непроявленным в эфире, а другой аспект - проявленного эфира, в котором есть две силы, положительная и отрицательная, дальнейшие сочетания которых проявляют воздух (ВАЮ), и точно таким же путем проявление воздуха порождает огонь (АГНИ), а проявление огня производит воду (ДЖАЛ), а проявление воды ведет к образованию земли (ПРИТХВИ), в то время как дух каждого элемента, в сущности один и тот же, остается везде непроявленным.

Таким же способом, как описано выше, тот, кого мы называем Богом, имеет сущностную Божественность, абсолютную и лишенную образа - жизнь и дух Вселенной - и в то же самое время саму Вселенную с ее разнообразными созданиями, в разнообразии их форм и цветов, появляющимися и исчезающими, как волны на море жизни. Непроявленный и безличный Бог лишен всех атрибутов, в то время как Его индивидуализированные лучи, проявленные в бесчисленных формах и цветах в результате постоянного контакта с МАЙЕЙ, ПРАКРИТИ и ПРАДХАНОМ (физическим, тонким и причинным) чувствуют себя, из-за неведения своей истинной природы, ограниченными и отделенными друг от друга и, вследствие этого, они втянуты в сферу неумолимого Закона Кармы, или Закона Причин и Следствий, который влечет за собой последствие за каждое дело, каждое слово и каждую мысль. Что не исполняется в одной жизни, исполнится в другой, и так гигантское колесо жизни и смерти, однажды приведенное в движение, продолжает непрерывно вращаться силой своей неистощимой инерции.

В этом заключается различие между индивидуализированной душой с одной стороны, и Великой Душой Вселенной (называемой Богом) - с другой; одной - связанной и ограниченной, а другой - без оков и пределов.

1.3. Пракрити, или материя

Термин ПРАКРИТИ - сложный и состоит из санскритского корня ПРА первый, и КАР - действовать; таким образом, ПРАКРИТИ означает “первичная материя” (скрытая энергия), которая, при воздействии на нее положительной духовной силы, порождает множество форм, видов и типов в огромном творении Великого Создателя. Это называется МАЙЯ, и все, что можно увидеть и ощутить чувствами, подпадает под категорию материи, или ПРАКРИТИ. Как объяснялось выше, материя - это скрытая энергия на ее самом низком уровне, которая приобретает активность и становится способной принимать множество различных форм, которые мы воспринимаем как явные. Этот переход от пассивности к активности энергии ведет к творению или проявлению непроявленной до этого духовной силы.

БРАХМАН, или духовная сила, приходит к бытию только через грубый покров (КАЯ).

Подобно тому как общность кажущихся индивидуализированными душ образует Сверхдушу (Бога), так же и могучий лабиринт созданных существ и вещей различных форм и цветов в своей общности называется ПРАКРИТИ.

Пракрити саму по себе нельзя ощутить чувствами, у нее самой нет никакого существования, она проявляется только тогда, когда на нее действует духовная сила. Как у лучей солнца нет существования отдельно от солнца и они появляются лишь когда солнце встает над горизонтом, так и Пракрити в соединении с жизненным импульсом принимает бесчисленные образы и формы, которые выше человеческого понимания, и Одна невидимая душа, кажется, порождает многообразие индивидуализированных частей с различными именами и разнообразных видов, которые не описать и не счесть.

Йоги насчитывают пять КОШ, или окутывающих оболочек, которые скрывают духовный поток при его спуске вниз; они изобрели и сформулировали способы и средства устранить их. Эти коши, или оболочки, вкратце можно описать так:

1. ВИГЬЯН-МАИ КОШ: оболочка из мыслительного аппарата или интеллекта с ее двумя фазами: одна имеет отношение к знанию (ГЬЯН) на физическом плане, а другая - к просветлению (ВИГЬЯН) на духовном плане. Это первая оболочка, в которую завертывается дух, когда он вступает в контакт с тонкой материей, называемой Пракрити. Свет души, который отражается в интеллектуальном центре, приводит в действие то, что называется интеллект, состоящий из внутреннего духовного восприятия и внешнего познания. Душа вместе с этой отраженной интеллектуальной способностью становится как познающей, так и воспринимающей.

2. МАН-О-МАИ КОШ: это второй покров, или оболочка, в которую интеллектуализированная или познающая душа завертывается при дальнейшем интенсивном контакте с Пракрити, которая теперь начинает отражать также и вещество разума; и с этой дополнительной способностью душа становится склонной к разуму и постепенно разум овладевает ею.

3. ПРАН-МАИ КОШ: покров из ПРАН (жизненных энергий) составляет третью оболочку вокруг души. Когда мыслящая (познающая) душа, связанная разумом, продолжает давить на Пракрити (материю), она начинает вибрировать пранами, которых существует десять типов в соответствии с их различными функциями. Это делает познающую, связанную разумом душу ПРАН-МАИ, т.е. приведенной в движение оживляющим эффектом.

4.АННА-МАИ КОШ: когда познающая, связанная разумом и импульсивная душа действует на Пракрити, она выковывает там еще один вид покрова оболочку АННА-МАИ. Это последняя из пяти оболочек, и для ее поддержания она начинает чувствовать постоянную необходимость в АННА, или продуктах питания и других чувственных объектах. Эта оболочка АННА-МАИ представляет собой внутреннее содержание физического тела (грубой материи), которое фактически является ее внешним проявлением; она продолжает окутывать душу даже тогда, когда ее внешняя форма, то есть тело, разлагается и распадается.

Существование этого грубого физического тела зависит от здорового состояния АННА-МАИ КОШ внутри него.

Некоторые души, даже когда они сбрасывают внешнее физическое тело, продолжают страстно желать пищи из-за АННА-МАИ КОШ, гоняются за мирскими удовольствиями и продолжают часто посещать жилища людей в своих скитаниях ради удовлетворения своих врожденных желаний. Именно для удовлетворения этих страстных желаний физически развоплощенных душ индусы совершают ПИНД ДАН и САРАДХИ, делая примирительные подношения для МАНЕС или ушедших душ, чтобы они могли обрести покой и мир.

5. Однако, первая и главная из этих Кош, или оболочек - АНАНД-МАИ КОШ (БЛАЖЕНСТВО), почти интегральная часть самой души. Она - самая тонкая из оболочек, подобно тонкому покрову над зажженным канделябром. Ее можно ощутить немного, когда после глубокого сна без сновидений (СУШУПТИ) при пробуждении сохраняется смутная мысль об АНАНДЕ, или блаженстве, которое было пережито в этом совершенно спокойном состоянии отдыха.

Таковы пять Кош, или ХИДЖАБ (завес или одеяний), как их называют мусульмане, и они окутывают душу, одна в другой. Цель или задача всех йог - постепенно высвобождать душу из этих оболочек, одна за другой, пока она, наконец, не освободится от них всех и не вернется к своему исходному, первоначально великолепному состоянию самосветимости (СВАЯМ ДЖИОТИ), которая не меньше, чем у нескольких солнц, вместе взятых. Это - стадия АХАМ БРАХМ АСМИ или “Я есть Брахм”; когда она достигается кем-либо, он не только чувствует свое единство с Богом , но и действительно приветствует Бога словами “АЯМ АТМА БРАХМА” - “О Боже! Я - из той же сущности , что и Ты.” Большинство систем йоги считает это венцом всех духовных усилий. Это, фактически, самая высокая и последняя стадия самореализации (самопознания), но это еще полпути в духовном путешествии; стадия, не имеющая большого значения, ибо именно отсюда редкая душа начинает движение к наиболее желанной цели полной реализации Бога, поскольку именно КХУД ШАНАСИ (Самопознание) постепенно ведет к КХУДА ШАНАСИ (познанию Бога).

Самопознание и фактическая самореализация - кульминационная точка процесса самоанализа, без которого невозможно достичь Божественности и войти в Царство Божие. В этом процессе инверсии и обращения духа внутрь посредством подъема над телесным сознанием и освобождения духа от щупалец тела и разума самым легким, самым быстрым и надежным является процесс соединения с ШАБДОМ, или Звуковым Потоком (Святым Словом), и это - единственное средство Богопознания. Этот наиболее древний путь, известный миру, появился в нем на рассвете самого творения. Он - современник Человека с того дня, когда тот оказался отделенным от своего Отца Небесного. Все великие Мастера человечества давали это Слово своим ученикам. Это - крещение Святым Духом, как выражался Христос.

1.4. Взаимосвязь между тремя телами и пятью кошами

Человеческое тело состоит из трех одеяний: физического, астрального или тонкого, и причинного или тела-семени.

В физическом теле у нас есть все пять кош, или оболочек; вот почему мы в своем бодрствующем состоянии получаем какое-то знание и опыт всех пяти вещей - блаженства, познания (внутреннего или внешнего), способности помнить (ЧИТ и его ВРИТИ, или ментальные модуляуии), пранических вибраций и физической системы.

Когда поднимаются в астральное или тонкое тело, теряют сознание физического существования, в то время как душа ментально переживает четыре другие состояния, т.е. блаженство, познание, способность помнить и пранические вибрации.

Когда дух поднимается выше, в причинное тело, то даже умственный аппарат сбрасывается и остается только способность СМРИТИ (воспоминания); она свидетельствует и дает отчет о блаженстве, испытанном в этом состоянии.

1.5. Деление творения в соответствии с кошами

Все существа, от богов до человека, а также другие формы жизни, включая растения, классифицируются на пять категорий в зависимости от преобладания той или иной способности:

1. Существа чистого знания, такие как Брахма, Вишну, Махеш и др.

2. Существа, наделенные веществом разума: Индра и другие божесва, боги, богини, и т. д.

3. Существа, наделенные праническими вибрациями: якши, гандхарвы и другие духи.

4. Физические существа: люди, животные, птицы, рептилии, насекомые и другие.

Создания, наделенные физическими телами, имеют в себе все пять кош, или оболочек, с различной степенью плотности (АНАНД-МАИ, ВИГЬЯН-МАИ, МАНОМАИ, ПРАН-МАИ и АННА-МАИ); те, что наделены праническими вибрациями, имеют только четыре коши, сбросив Анна-маи. Аналогично, создания, наделенные веществом разума, имеют только три коши, сбросив Пран-маи тоже; и, наконец, познающие существа имеют лишь две коши, а именно, Ананд-маи и Вигъян-маи, т.к. они освобождены от оков разума, пран и необходимости в Анна, или продуктах питания.

Таким образом, существует очень близкое соответствие между пятью первичными элементами (земля, вода, огонь, воздух и эфир), из которых созданы тела, и кошами, или оболочками. Фактически, сами коши, в большей или меньшей степени, являются действительным результатом пяти основных элементов и наделяют создания пятью способностями, перечисленными выше.

5. Освобожденная душа (ДЖИВАН МУКТА) имеет лишь прозрачную пелену из Ананд-маи Кош. Дух в его чистой и неподдельной форме - это Создатель, ибо все творение возникает из Него и Он иногда известен как ШАБД БРАХМ. Это - самосветящийся свет, самосуществование и беспричинная причина всего видимого и невидимого. Дух и Бог по своей природе и сущности - одно, т.е. тонкость и блаженство. Это блаженство есть самое первое порождение взаимодействия души и Пракрити, и, будучи первичным проявлением Божественности в душе, остается в своей полноте дольше всего, до конца, несмотря на другие четыре покрова, окутывающие ее и затемняющие ее блеск. Блаженство - существенное и неотъемлемое качество души - присуще самой ее природе. Вот почему ищущая душа вечно чувствует беспокойство, очень сильно ощущая потерю своей сущности в могучем водовороте мира. Именно поэтому Христос многозначительно заявил:

Итак смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

                                                  Лука, 11:35.

Таким образом, потеряв из виду внутреннее блаженство, мы пытаемся найти счастье в мирских объектах и принимаем преходящие удовольствия за настоящее счастье, но очень быстро теряем иллюзии, что ведет к врожденному поиску истинного счастья. Это вечный поиск в душе человека, и от внешних эфемерных и мимолетных удовольствий приходится обратиться внутрь в поисках этого истинного счастья. Это приводит к истокам различных систем йоги, каждая из которых соответствует индивидуальным нуждам ищущего.

1. Люди с грубыми тенденциями и животными инстинктами, заинтересованные только в процессе формирования тела и развития АННА-МАИ АТМА, успешно прибегают к помощи Хатха Йоги.

2. Люди, страдающие болезнями дыхания и желудка из-за расстройства ПРАНА ВАЮ в своем организме, могут побороть их с помощью Прана Йоги.

3. Люди с преобладанием МАНО-МАИ АТМА, страдающие от МАЛ, АВАРАН и ВИКШЕП, то есть ментальных нечистот, невежества и модуляций разума, могут с помощью РАДЖА ЙОГИ побороть их и проникнуть сквозь МАНО-МАИ КОШ.

4. Люди, одаренные сильной интеллектуальностью, вечно заняты поисками “почему” и “откуда”. Таким ищущим подходит путь ВИГЬЯН, или ДЖНАНА ЙОГА.

5. Те, кто стремится освободиться от мира и всего мирского и ищет блаженства ради него самого, встают на путь АНАНД ЙОГИ, или Йоги Истинного Блаженства, называемой СЕХАДЖ ЙОГА.

В Сехадж Йоге ищущий не должен подвергаться никаким суровым тренировкам, характерным для других йог. У него должно быть искреннее и неиссякающее стремление к концу всех концов, цели всех целей, не связанное с развитием только его физических и умственных способностей. И когда существует такое стремление, раньше или позже он найдет, как Рамакришна нашел Тотапури, адепта, который соединит его с живительным потоком жизни внутри, и поток этот своей собственной силой и влечением потянет его вверх без лишней борьбы или усилий с его стороны. Именно это делает ее в определенном смысле самой легкой из всех йог, и часто ее называют СЕХАДЖ ЙОГА (йога, не требующая усилий). Ею могут одинаково легко заниматься ребенок и старый человек, женщина и мужчина; интеллектуал и простодушный; саньясин и семьянин. Она заключается в настройке души на духовный поток, вечно вибрирующий внутри. Отсюда и ее название СУРАТ ШАБД ЙОГА, или Йога Звукового Потока.

После этих предварительных замечаний, мы теперь можем обсудить предмет йоги с ее различными неотъемлемыми частями, как учил Патанджали, чтобы понять роль, которую играет каждая, ее технику, как отрабатывается каждый шаг и насколько йогические упражнения помогают практически в достижении желаемого результата - освобождении души от оков разума и материи, чтобы осознать свою потенциальную природу как отличную от телесного сознания, а затем подняться в Космическое Сознание и далее в Сверх-Космическое Сознание. Именно освобожденная душа должна пережить на опыте “осознание” на различных уровнях, от реализации “Я” до реализации “Космического”, и в конце концов - до реализации “Сверх-Космического”, или Бога.

2. Йог видья и йог садхана
Путь йоги в теории и практике

2.1. Базис древней йоги

2.1.1. Истоки и техника систем йоги

Из ЯДЖНАВАЛКЬЯ СМРИТИ мы узнаем, что Хираньягарбха (Брахма) был первым учителем йоги. Но как система йога была впервые представлена великим мыслителем и философом Патанджали в его ЙОГА СУТРЕ незадолго до христианской эры. Йогическая система является одной из шести школ индийской философии (КХАТ ШАСТРЫ), которая систематизировала и развила индийскую мысль о космосе, индивидуальной душе и их взаимосвязи. Эти философские школы появились в результате попытки реформировать и восстановить древние и освященные временем представления по психологическим и метафизическим вопросам.

Слово ЙОГА в общепринятом смысле означает “метод”. Терминологически оно означает “соединение” или “единение” индивидуальной души со Сверхдушой, или Богом. Английское слово “уоке” означает “объединять” или “соединять вместе” и “подчинять дисциплине”. В этом контексте система йоги означает “методическая дисциплина”, которая имеет целью, с одной стороны, ВИЙОГ (разъединение), или отделение индивидуальной души от разума и материи, а с другой стороны - ЙОГ, или соединение ее с Брахманом. Она означает, следовательно, и подразумевает поиск трансцендентального и божественного в человеке, или нахождение “ноуменального” (сверхчувственного) в “феноменальном” путем сведения физических и метафизических состояний к их наиболее существенному общему фактору, к базису и субстрату всего существующего, видимого и невидимого. Как таковые, йогические методы подразумевают систему мощного усилия, самой напряженной попытки и упорной борьбы за достижение совершенства посредством контроля над физическим телом, всегда активным разумом, самоутверждающимся эго или волей, ищущим и вопрошающим интеллектом, праническими вибрациями, беспокойными способностями и мощными чувствами. Аллегорически сегодняшнее состояние индивидуализированной души описывается как езда в колеснице тела с ошеломленным интеллектом в качестве возницы, потерявшим голову разумом вместо вожжей и чувствами в виде могучих коней, несущихся по полю чувственных объектов и чувственных удовольствий. Все это показывает, что изучающий йоговскую дисциплину должен предпринять курс предельно строгой и предписанной деятельности, которая может помочь деперсонализовать душу и освободить ее от всех ограничивающих придатков жизни - физического, ментального и супраментального, а затем соединить ее с силой Бога и достигнуть единства с Богом.

Слово ЙОГА, однако, не следует путать с ЙОГ-МАЙЯ и “йогическими способностями”, которые означают соответственно высшую Силу Бога саму по себе (создающую, контролирующую и поддерживающую все творение), и психические способности (Риддхи и Сиддхи), которых можно достигнуть на пути йоги.

В свою очередь, ЙОГ-ВИДЬЯ, или наука йоги, имеет двойной аспект: физический и духовный. В первом смысле имеется в виду йогическая система физической культуры, помогающая гармонично развивать различные составные части человеческого тела. Но мы здесь имеем дело с духовным аспектом йоги, который имеет целью благополучие духа, или души, истинного жизненного принципа в человеке, пренебрегаемого и игнорируемого в настоящее время. Термин ЙОГА в этом контексте должен строго ограничиваться одной из систем философской мысли, берущей начало из Вед и имеющей единственную цель - возвращения души (посредством духовной дисциплины), затерявшейся теперь в деятельности разума и материи, с которыми она отождествила себя за многие тысячелетия долгой и постоянной связи.

Короче говоря, йога означает технику переориентации и реинтеграции духа в человеке, потерянного материка его истинного “Я”.

2.1.2. Основные понятия

Йога заранее предполагает два фактора, которые объясняют сотворение мира: 1) ИШВАР, или Бог, и 2) АВИДЬЯ, или Майя.

В то время как первый полностью разумен, вторая совершенно лишена разумности. Человек тоже является комбинацией этих двух основных принципов. ДЖИВА, или индивидуальная душа, хотя внутренне имеет ту же самую сущность, что и Бог, заключена в разум и материю. Душа, обусловленная миром времени-пространства-причины, имеет лишь несовершенное восприятие и не может видеть реальность АТМАНА, или Божественную Основу, в которой она покоится и из которой получает свою светоносность. В то время как АНТАХКАРАН, или разум - это отражатель, Атман - это осветитель, свет которого отражается через чувства, воспринимающие мир. Мир является соединением “видящего “ и “видимого”. Непривязанность к этому соединению - это освобождение , а совершенное понимание - средство освобождения. Таким образом, спасение заключается в изоляции видящего от видимого, совершенной непривязанности субъективного ко всему объективному: физическому, ментальному и причинному, чтобы “Я”, или видяший, могло видеть себя в своей собственной светимости, или СВЕТЕ ПУСТОТЫ, как это называется.

Чтобы освободить индивидуальную душу от оков разума и материи, йога настаивает на 1) концентрации, 2) активном усилии или старании, которое включает преданное выполнение упражнений и умственной дисциплины. Наивысшей формой материи является ЧИТ, неизмеримой глубины озеро подсознательных впечатлений, и цель йоги заключается в том, чтобы освободить внутреннего человека, или дух, от этих оков. Именно наиболее тонкий и разреженный элемент материи составляет чит, или малое “я” (эго) человека. Будучи само по себе лишенным сознания, оно подвергается видоизменениям под воздействием трех ГУН. У него есть также способность сжиматься и расширяться в соответствии с природой тела, в которое оно время от времени помещается, или в зависимости от окружающих обстоятельств.

Хотя этот ЧИТ, или разум, кажется внешне связанным в каждом индивидууме, фактически он является частью всепроникающего всеобщего разума. Системы йоги нацелены на трансформацию ограниченного и обусловленного разума в беспредельный и необусловленный Всеобщий Разум путем развития САТВА-ГУНЫ (чистой) и подавления гун РАДЖАС (активной) и ТА-

МАС (тупой). В этом состоянии йоги достигают всезнания, будучи едиными со Всеобщим Разумом (БРАХМАНДИ, или НИДЖ МАНАС). Чит - это отражающее зеркало души и существует для ЧАЙТАНМАЙЯ, или оживления материи душой, которая является самосветящейся и в чьем духовном свете происходит все восприятие, включая свет знания, ментального и супраментального. Подсознательные впечатления в чит являются причиной желаний и интереса, которые, в свою очередь, создают потенции, ведущие к личности, приводя этим в бесконечное движение колесо мира. Когда однажды душа освобождается от ЧИТ, МАНАС, БУДХИ и АХАНКАР, она становится самой собой, деперсонализованной и лишенной желаний. Это - великое освобождение, которое йога обещает йогам. При этом отделении от четырехкратных оков разума воплощенная душа (ДЖИВА) становится освобожденной душой (АТМАН), неиндивидуализированной, самосветящейся, и достигает реализации как таковой. Следовательно, наивысшей целью йоги является “Самопознание”.

2.2. Путь и ответвления Аштанг Йоги

Искусство йоги - долгое, извилистое и трудное. Реальное “Я” спрятано в дебрях разума - в МАЛ, АВАРАН И ВИКШЕП, то есть грязи или нечистотах, незнании истинных ценностей жизни и постоянных модуляциях, или колебаниях в ЧИТ. Умственный пласт нужно, таким образом, очистить от них всех, а затем, пристально вглядываясь и проникая сквозь него, найти божественную природу “Я”, или АТМАН. Чтобы достигнуть этого, нужно побороть желания, развить неподвижность мысли, культивировать такие добродетели, как целомудрие, воздержание, умеренность, праведность и т.д., и развить ВАЙРАГЬЯ, то есть непривязанность.

Чтобы преодолеть эти препятствия и реализовать “Я”, Патанджали дает детально разработанный путь, который он называет АШТАНГ ЙОГА, предусматривающий восьмиричный метод, состоящий из: 1) ЯМА, 2) НИЯМА, 3) АСАНА, 4) ПРАНАЯМА, 5) ПРАТЬЯХАРА, 6) ДХАРНА, 7) ДХИАН и 8) САМАДХИ.

2.2.1. Яма и Нияма

ЯМА: термин ЯМА буквально означает выгнать, извергнуть, выбросить или устранить. Он означает воздержание от пороков и от любых злых мыслей или восприятия любых негативных впечатлений, которые могут ослабить разум и волю.

НИЯМА: термин НИЯМА, наоборот, обозначает принятие, культивирование, выполнение и развитие позитивных добродетелей, добрых мыслей и принятие этих добродетелей как своей системы.

Таким образом, два этих слова означают одновременно и отказ от зла, и принятие и неутомимое культивирование добра. Патанджали перечисляет такие виды воздержания и соблюдения как АХИМСА (ненанесение вреда), САТЬЯ (воздержание от лжи), АПРИГРЕХА (воздержание от зависти и собственничества), АСТЕЯ (не-воровство) и БРАХМАЧАРЬЯ (не-сексуальность).

В отношении воздержаний сказано:

а) тот, кто утвердился в АХИМСЕ, не имеет врагов;

б) у того, кто укрепился в САТЬЕ, слова всегда правдивы и приносят плоды;

в) тот, кто утвердился в АСТЕЯ - настоящий друг природы, и природа раскрывает ему все свои богатства;

г) тот, кто практикует БРАХМАЧАРЬЯ, доходит до достижения абсо лютной силы;

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ЯМА И НИЯМА

 

ЯМА

воздержание от

НИЯМА

Принятие и соблюдение

1. Отрицания Бога.

Веры в Бога  и  Божественную силу.

2. Потворства своим  желаниям.

Самоконтроля и целомудрия (БРАХМАЧАРИЯ, или чистота мыс­лей, слов и дел).

3. Нечестного и мошеннического способа  зарабатывать на жизнь.

Зарабатывания на жизнь честными и правдивыми способами.

4. Негигиеничных и нечистых усло­вий жизни, как внутренней, так и внешней.

Чистоплотности: внутренней -с по­мощью промывания водой и чистого воздуха ;  внешней - регулярными омовениями,  сидячими ваннами, солнечными и воздушными ваннами  и  т.д., гигиеничный  образ  жизни  в чистом окружении.

5. Нанесения вреда другим в мыслях, словах и делах (ХИМСА).

Ненасилия в мыслях, словах и делах (АХИМСА).

6. Проявления лживости, обмана и завистливости.

Развития правдивости, искренности и милосердия.

7. Нетерпеливости, скупости и эго­изма.

Терпения, удовлетворенности и бес­корыстного служения.

8. Самоуверенности и эгоцентризма.

Смирения и самоотдачи.

 

д) тот, кто практикует АПРИГРЕХУ, разгадывает загадку жизни; прошлое, настоящее и будущее для него - открытая книга.

Должны соблюдаться следующие пять добродетелей: ШАУЧА (чистота тела и разума), САНТОШ (удовлетворенность), ТАПАС (аскетизм), СВАДХЬЯЯ (духовное обучение, включающее джапа и др.), ПРАСАДХНА, или ИШВАРА ПРАНИДХАНА (настроенность мыслей и абсолютная зависимость от Бога).

ШАУЧА вырабатывает чистоплотность и нелюбовь к СПАРША (контакту с чьим-либо телом).

САНТОШ делает человека удовлетворенным и, следовательно, духовно богатым.

ТАПАС освобождает от всяких нечистот и дарует сверхъестественные силы, а именно: разложение себя на атомы; полную потерю веса, перемещение с любой скоростью, мгновенное достижение любого места, исполнение всех желаний, способность быть всепроникающим, достижение божественных сил, контроль над всеми существами и элементами природы и т.д. Все это приходит само по себе через созерцание и сосредоточение на противоположности того, чего в самом деле желают.

СВАДХЬЯЯ персонифицирует божество, которому человек поклоняется. ИШВАРА ПРАНИДХАНА приносит насыщение и отсутствие желаний.

В УПАНИШАДАХ, однако, каждый из этих пунктов состоит из десяти воздержаний и обетов. Так, АПРИГРЕХА уступает место доброте, прямоте, прощению, выдержке, умеренности и чистоте. Аналогично, ШАУЧА должна уступить место вере, милосердию, скромности, интеллигентности, ДЖАПА и постам. Однако в любом случае конец - это САДАЧАР, или праведная жизнь, которая готовит дорогу для внутреннего духовного развития. Список добродетелей, которые надо развить, и недостатков, которые надо искоренить, может варьироваться от одного учителя к другому, но цель всегда одна и та же. МАНУ, например, объясняет принципы САДАЧАР, или ДХАРМА, в своих собственных терминах и категориях.

Занятия как ЯМОЙ, так и НИЯМОЙ, воздержаниями и обетами развивают САДАЧАР, или праведное поведение, которое представляет собой краеугольный камень всех религий мира.

Ману дает нам сущность дхармы как АХИМСА, САТЬЯ, СТЕЯМ, ШАУЧАМ, ИНДРИЯ НИГРЕХА (ненанесение вреда, правдивость, чистота, праведная жизнь и контроль чувств).

Согласно Сандалья Риши, список включает в себя:

а) ШАУЧА (внешняя телесная чистота вместе с чистотой места и направления, а также внутренняя чистота мыслей, чувств и эмоций);

б) ДАЯ (милосердие и сострадание ко всем живым существам при любых обстоятельствах);

в) АРДЖАВА (уравновешенный и неподвижный разум во всех действиях и при любых условиях);

г) ДХРИТИ (мужество и выдержка при любых обстоятельствах);

д) МИТ-АХАРА (дисциплинированная жизнь в умеренности вообще, а в частности в еде и питье).

В Бхагават Гите Господь Кришна тоже придает огромное значение выполнению Яма и Нияма.

Сострадательный Будда также предписывал своим последователям благородный Восьмиричный Путь Праведности, включающий в себя правильные взгляды (знание), правильные стремления (решительность), правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие (старательность), правильный склад ума (мышление и восприятие) и правильное созерцание (поглощенное внимание), а прежде всего он придавал огромное значение правильной компании или обществу святых, “борцов за Истину и воскресителей веры”, которые, благодаря процессу осмоса (инфильтрации), вселяют веру и поклонение в умы ищущих.

Биккху Буддараккита, описывая современным читателям МАДЖХИМА ПАТИПАДА, или Срединный Путь, Золотое Средство между двумя крайностями потворства своим слабостям и умерщвления своей плоти, дает нам буддийский курс развития и дисциплины посредством БХАВА, а именно:

1.  Шила Бхавна, или этическая чистота.

2.  2. Чита Бхавна, или умственная чистота.

3. Прагна Бхавна, или интуитивное озарение.

Этот же автор настаивает на необходимости развития ШИЛА, или морального очищения, как основы всего остального, будь то в мирской жизни или в духовном продвижении. Будда заявлял, что истинно добродетельные извлекают пять выгод: хорошее богатство с помощью прилежания, доброе имя за границей, почтение во всех собраниях, ясное сознание до конца и перерождение со счастливой судьбой.

Основным минимумом буддиста-мирянина являются пять заповедей, или ПАНЧ ШИЛА, способствующие правильному поведению, одному из важных шагов в описанном выше восьмиричном пути. Это - воздержание от убийства, воровства, половой распущенности, лжи и питья опьяняющих напитков и вместе с тем соблюдение положительных добродетелей: МАЙТРИ (дружественность ко всем), ДААН (благотворительность), БРАХМЧАРИЯ (целомудрие), приверженность истине и трезвенность. В Панч Шила Будды мы находим точную параллель Яма и Нияма, предписанных древними.

Шила, или процесс очищения, покоится на двух основах: ХИРИ - совести, и ОТТАППА - стыде; так как одно отвергае 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов