Буду признателен, если поделитесь информацией в социальных сетях

 

ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Скачать книгу   Риордан Кетлин Гурджиев
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

 

 

 

Риордан Кетлин Гурджиев

скачать  316.zip

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

Выдержки из произведения

В полном объеме вы можете скачать текст в архиве ZIP по ссылке расположенной выше

Keтлин Риордан

ГУРДЖИЕВ

Содержание

Предисловие

Введение

Философские основы идей Гурджиева

Психология человека

Три ума человека

Три типа человека

Психопатология обычного состояния человека

Систематическое искажение действительности в обычном бодрствующем состоянии

Возможности человека

Человек высших порядков

Работа Гурджиева

Четвертый путь

Начало

Первая линия работы

Движения

Вторая линия работы

Третья линия работы

Роль физического труда в работе

Конкретные упражнения

Как быть в соприкосновении с живой традицией

Дальнейшее чтение

Кэтлин Риордан была связана с работой Гурджиева всю свою жизнь. Родившись в семье учеников Гурджиева и Оранджа, она была хорошо знакома с "Рассказами Ваалзебуба своему внуку" (Гурджиев, 1956), читала в рукописи, как детские рассказы и выросла в мире, в котором те, кто являются теперь руководителями гурджиевских групп, были ежедневным явлением. Сам Гурджиев, такой потрясающе реальный и полный любви к молодежи, оказал неизгладимое впечатление. Эти ранние влияния, возможно, вызвали растущее обязательство изучать механику человеческого поведения, что привело к десятилетней работе в виде бихевиористского исследования и званию доктора психологии Колумбийского университета. Такая ориентация ее научных интересов привела к настойчивому изучению гурджиевских идей, систем движений и практике медитации в различных гурджиевских группах, с короткими экскурсиями в более эзотерические формы христианства.

Продолжительный интерес к человеческой психологии привел д-ра Риордан к новой развивающейся области образовательной технологии, где было усилие применить принцип скиннерской лаборатории (В.Ф.Скиннер) проводил бихевиористические исследования) к сложностям человеческого об3учения. В течение 60-х годов она разработала материалы и системы для школьников и врачей, продавцов и операторов вычислительных машин, выпускников институтов и военных работников, и написала большое число ученых статей по методологии, мотивации, средствам образования и пр.

В начале 70-х годов д-р Риордан заинтересовалась психотерапевтическим аспектом человеческого поведения, сначала через посредство скиннерской терапии, а затем через тренировку в гештальттерапии, что привело к расширенному вовлечению в гуманистические, а также в заличностные аспекты психологии. Ею также издана "Вводная психология", написана "Последние достижения в психологии" /1972/, она продолжает изучение и практику Гурджиева.

В настоящее время д-р Риордан живет в Олбани, Калифорния, где она работает и изучает с доктором Клаудио Караньо, чилийским психиатром -- гештальтистом и основателем САТ -- группы, увлекающейся синтезом западных и восточных медитативных техник, и сформированной под влиянием Оскара Ичазо, учение которого многим обязано идеям Гурджиева.

В большинстве больших городов западного мира вы можете найти, если серьезно попытаетесь, группу людей, которые находятся, как они говорят, "в работе", то есть которые пытаются вместе или индивидуально действовать более сознательно и гармонично, изучая идеи и практическую технику, данные Георгием Ивановичем Гурджиевым. Гурджиевские группы обычно избегают публичности. Они не обращают в свою веру. Они относительно невидимы в мире, упорно ища как бы иголку в стоге сена, потому что их члены ведут обычную жизнь, и в то же время преданы своей внутренней работе. Эта работа намеревается включить много аспектов человеческого функционирования; она включает широкий круг деятельности, содержащий в себе интеллектуальное изучение, самонаблюдение, ежедневную медитацию, священные танцы или движения, совместные усилия и очень часто -- физическую работу, выполняемую в особых условиях.

Необыкновенный человек и "хитрый мудрец", которому обязана вся эта деятельность, посвятил всю свою жизнь изучению Восточного эзотерического учения и передаче знания теории и практики людям, живущим в Западном мире,  форме, доступной для их понимания. Он заботливо создавал туман вокруг себя в течение своей жизни, как и Дон Хуан, другой человек знания, которого необходимо представить всем, кто ступает по Пути (Кастанеда, 1973). Таким образом, мы знаем о Гурджиеве относительно немного, и хотя некоторая информация может быть получена из более или менее надежных источников, особые воздействия и источники его учения будут, возможно, оставаться такими же загадочными, как он и намеревался их оставить.

Он родился в 1870-х годах в Александрополе, в области Кавказа, которая теперь принадлежит России; отец его был грек, а мать -- армянка. Его паспортная дата рождения -- 28 декабря 1877 года, но, однако, его собственный отчет о событиях его жизни и его возраст указывают на более раннюю дату его рождения -- возможно, около 1872 года. Когда он был еще мальчиком, его семья переехала в Карс, где ему посчастливилось стать учеником Декан Борша, настоятеля русского кафедрального собора, который вместе с отцом Гурджиева оказал огромное влияние на его развитие. Согласно Гурджиеву, эти два человека были наиболее значительными для него "неукротимым старанием понять ясно точное значение всеобщего жизненного процесса на земле, все внешние формы дышащих созданий и, в особенности цель человеческой жизни в свете этого объяснения /Гурджиев, 1933/. Он жил в месте, которое было особенно богато почвой для неземных ответов на эти вечные вопросы или, по крайней мере, для нахождения ключей к ответам на них. Карс и окружающие его области, находящиеся между Черным и Каспийским морями, были захвачены и оккупированы многими различными народами и были местом великой культурной закваски во время подготовительного возраста Гурджиева, благодаря толкованию христианских, армянских, ассирийских, исламских и даже зороастрийских источников. Он имел доступ к "святым святых" почти тайных организаций, таких как религиозные, философские, оккультные, политические  и мистические организации, собрания, партии, союзы и т.п., которые были недоступны простому человеку" /Гурджиев, 1933/.

Гурджиев много вобрал в себя, особенно из христианских монашеских источников. Много позднее, когда он начал учить, его спросили об отношении системы саморазвития, которую он предложил ученикам, к христианству.

"Я не знаю, что вам известно о христианстве, -- ответил Гурджиев, -- подчеркивая слово. -- Необходимо долго и много говорить, чтобы прояснить то, что вы понимаете под этим термином. Но для пользы тех, кто уже знает, я скажу, что это -- эзотерическое христианство" /Успенский, 1949/.

Он имел значительно значение христианского ритуала и практики, которую он имел в Карсе, и он многое узнал о древнем символизме, литургии, техники ритмичного дыхания и мысленных молитвах, которые были еще обязанностью религии ортодоксального монаха. Однако, несмотря на богатства его родной земли и религиозные традиции, в которых он рос, он вовсе не был удовлетворен прогрессом в своем понимании основного вопроса, который он поставил себе. Он отправился на поиски знания.

Сопровождаемый группой друзей, которые называли себя искателями истины, Гурджиев отправился в свои юношеские /13-19/ и ранние молодые /едва за 20/ годы на Восток, путешествуя через Азию и такие далеко отстоящие области, как Эфиопию и Соломоновы острова. В течение этих путешествий он, несомненно, был в контакте с эзотерическими кругами некоторых исламских орденов, из которых особенно значительны Сармуни и Накшбанди; и именно эти суфийские источники являются источниками, к которым относится многое из его учения, даже без сомнения, о чем было написано после смерти Гурджиева и что относительно его суфийских учителей было отвергнуто учениками (Лефорт, 1966). Каждый, знакомый с собранием суфийских поучительных историй Насреддина (Идрис Шах, 1966, 1968, 1973), распознает тот же самый характер в гурджиевском "Мулле Насер Эддине". Другие суфийские влияния проявляются, согласно Беннету, который был последователем Гурджиева, в характере бохарского дервиша Вогго-Эддина, который является никем иным, как суфийским учителем и основателем ордена Накшбанди, Вагауддин Накшбанд. Центральный символ гурджиевской работы, эннеаграмма, непременно суфийского происхождения, и довольно хорошо установлено, что многие священные танцы, которые делаются как медитации в движении учениками Гурджиева, также инспирированы суфийскими контактами, особенно Сармуни.

Суфийские учения, конечно, во многом способствовали гурджиевской мысли, эти влияния могут быть замечены более или менее точно. Другое эзотерическое влияние также важно, хотя его труднее установить. Это Ваджраяна, -- школа тибетского буддизма. Луи Повель в своей книге "Гурджиев" /1972/ пишет: "Гурджиев был главным тайным агентом России в Тибете десять лет /Киплин знал это/. Ему были даны важные финансовые должности при тибетских властях и контроль над снабжением армии. Он мог играть политическую роль, так как они знали, что он обладал духовными силами, а в этой стране это наиболее важно, особенно среди высокопоставленного духовенства. Он был наставником Далай-Ламы и бежал вместе с ним, когда англичане захватили Тибет".

Беннет (1974) говорит, что путешествия Гурджиева в поисках эзотерического знания, при которых он совершенно свободно пересекал многие великие национальные границы, поддерживались его тайной связью с царским правительством, хотя приписываемая ему связь с Далай-Ламой не подтверждается ни Беннетом, ни другими источниками о Гурджиеве. Очень мало известно о том периоде в Тибете и Центральной Азии, который охватывает начало 1890-х годов и до, возможно, 1910 или 1912 годов, за исключением того, что Гурджиев напал на след археологических и религиозных ключей, чтобы открыть тайны его "основного вопроса". Он вел свои поиски в практике ламаизма, в теках и монастырях, где сохранилось древнее знание и даже, что кажется вероятным, в сибирском шаманизме, часто обращался к исходному источнику, из которого развились религии. Очевидно, во время этих поездок Гурджиев выработал свой взгляд на мир, который н нашел удовлетворительным и стал сознавать свою миссию -- принести это понимание "ужаса ситуации" и возможного пути выхода из нее -- в Западный мир.

Следующим временем местонахождения Гурджиева является, определенно, 1916 год, когда он впервые появился как учитель в России в Петербурге и в Москве. Там он встретил Петра Успенского, который стал для него тем же, кем был Платон для Сократа /как сказал об этом Колин Вильсон в своей книге "Посторонний", 1967/. Сам Успенский тогда как раз вернулся из путешествия, которое он предпринял в поисках истинного эзотерического знания, и с удивлением увидел, что то, что он искал, находится на его родной земле и, фактически, в его родном городе, Он описывает свою первую встречу с Гурджиевым в своей книге "В поисках чудесного" следующим образом:

"Я очень хорошо помню эту встречу. Мы пришли в небольшое кафе на шумной, хотя и не центральной улице. Я увидел человека восточного типа с черными усиками и пронзительными глазами, который удивил меня прежде всего тем, что он казался приодетым и совершенно не гармонировал с местом и атмосферой. Я был еще полон впечатлений о Востоке, а этот человек с лицом индийского раджи или арабского шейха, которого легко было представить в белом бурнусе или в позолоченном тюрбане, сидел здесь, в этом маленьком кафе, где встречались деловые люди т доверенные агенты, в черном пальто с вельветовым воротником и черном котелке, и производил странное, неожиданное и почти пугающее впечатление, как человек, неудачно переодетый, вид которого стесняет вас, потому что вы видите, что он не тот, кем он хочет казаться, и, вы должны говорить и вести себя так, как будто вы не видите этого. Он говорил по-русски неправильно, с сильным кавказским акцентом, и этот акцент, с которым мы привыкли ассоциировать нечто отличное от философских идей, еще более усиливал странность и неожиданность впечатления". (Успенский, 1949).

Гурджиев произвел на Успенского большое впечатление. Гурджиев высказывал идеи, бросавшие новый свет на основные вопросы об отношении человека со вселенной, об уровнях сознания, смерти и бессмертия, и о возможностях самореализации. Гурджиев настаивал на необходимости личной проверки и личного опыта, поэтому Успенский собрал группу последователей Гурджиева, которые тайно встречались в Москве и работали с ним до тех пор, пока группа не расформировалась во время революции.

Ольга де Гартман, одна из ранних учениц в России, так описывает этот период: "Россия в 1917 году была разорвана войной и революцией,. М-р Гурджиев был неизвестным человеком, тайной. Никто не знал о его учении, никто не знал о его происхождении и о том, почему он появился в Москве и Петербурге. Но кто бы ни приходил в контакт с ним, проникался желанием следовать за ним, и так сделали Томас де Гартман и я" (Де Гартман, 1964).

Таким образом, Гартманы, Успенский со своей женой и многие

другие ученики покинули Россию, совершив запутанное

путешествие по горам, к Ессентукам на Кавказ, и затем, когда

жить там стало невозможно, в Тифлис, Там Гурджиев собрал

других учеников, в числе которых были Александр и Жанна Зальцманн из Парижа, и вместе начали работать в новой группе под его руководством, Через несколько месяцев, однако, действие революции достигло Тифлиса, и Гурджиев уехал со своими последователями в Константинополь, затем в Берлин и, наконец, после нескольких лет существования в качестве беженцев и лишений, Гурджиев обосновался в Париже. Здесь Гурджиев основал Институт для гармонического развития человека, для чего им был куплен замок близ Фонтенбло.

Десять лет, с 1923 по 1933 годы, было потрачено на напряженную работу с учениками в Институте, в течение которых Гурджиев испытывал и проверял систему обучения, самонаблюдения, физическую работу, упражнения, направленные к примирению и союзу трех основных функций человека: мышления, чувства и физической деятельности. Многие ученики укоренились в Институте, включая таких заметных ка5к Кэтрин Менсфилд (которая умерла там), А.Р.Ораджа, Мориса Николла и да Зальцманов. Гурджиев не делал различий среди своих учеников на основании их высокого общественного положения; кто бы ни приходил учиться к нему, он мог быть уверен, что от него потребуются постоянные и интенсивные усилия, что он будет подвергаться воздействию особого метода работы, направленной на уничтожение ЭГО. Метод заключался в том, что при коллективной работе создавались планомерные межличностные трения, позволяющие выявить шаблоны человеческого поведения. Во время работы в саду, при строительстве различных сооружений, при приготовлении пищи -- возникали ситуации, создававшие возможности для развития самосознания и настраивания человеческих взаимоотношений, это давало повод и возможность для более конкретных указаний учителя. Время обеда в "Приере", как был назван замок, рассматривалось и считалось подходящим для разговора и бесед об учении. Гурджиев часто заканчивал обед тостами к отдельным членам группы, как к различного рода идиотам -- круглым идиотам, квадратным идиотам, сострадательным идиотам и двенадцати другим разновидностям. Эти прославления индивидуальных слабостей личности были частью попытки, которую Гурджиев продолжал на многих фронтах одновременно -- сделать незаконным и обезвредить шаблоны условностей, чтобы сущностная природа учеников смогла начать проявляться.

Этот период напряженной работы включал демонстрации и лекции в Европе и Америке. Он был прерван серьезным несчастным случаем, который произошел, когда Гурджиев ехал один в мощной машине. Его исключительно быстрое выздоровление привело в изумление врачей, ввиду большой тяжести его повреждений. Во время своего выздоровления он задумал и начал писать большую серию книг. Работа должна была состоять из десяти книг, разделенных на три серии. Из них первая серия -- "Все и вся" и вторая серия -- "Встречи с замечательными людьми" -- доступны. Третья серия -- "Жизнь истинна только тогда, когда "Я ЕСЬМ", до сих пор передавалась только устно, во фрагментарной форме только тем, кто активно занимался гурджиевской работой. Эти книги требуют некоторого введения. Согласно Гурджиеву, они написаны, чтобы разрешить следующие основные проблемы, стоящие перед человечеством:

Первая серия. Разрушить безжалостно, без каких-либо компромиссов в чем бы то ни было -- в мышлении и чувствах читателя, веру и взгляды, столетия укоренявшиеся в нем обо всем, существующем в мире.

Вторая серия. Ознакомить читателя с материалом, требующимся для нового творчества, и показать прочность и хорошее качество его.

Третья серия. Помочь читателю освободиться от представления иллюзорного и фантастического, которое он имеет теперь о мире, существующем в действительности.

Первая серия касается "трехмозговых существ" -- человечества на планете Земля, которые описаны Ваалзебубом его внуку Хассейну, когда они путешествовали на межпланетном корабле Корнак. Ваалзебуб рассказывает о том, что он видел и узнал о человечестве во время его шести посещений этой несчастной планеты, как жители действ3уют и как они могли бы действовать, что было сделано космическими силами, чтобы обеспечить помощь, и как положение продолжает ухудшаться. Главное произведение жизни Гурджиева, эта работа является энциклопедическим комментарием на большинство важных вопросов, стоящих перед человеком. Желая избежать шаблонного понимания и восприятия слов, которые имеют у читателя прошлые ассоциации (а, возможно, и для того), Гурджиев ввел много новых изобретенных им слов, таких как Хан бледзоин -- субстанция, которая возникает в общем присутствии человека от всех его намеренно сделанных бытие -- усилий; или Тескуано -- телескоп. Эти новые слова помогают читателям более глубоко проникнуть в смысл читаемого. Изучающим работу поможет алфавитный указатель слов, подготовленный недавно гурджиевской группой (Плевес, 1971).

Вторая серия является очень легко понимаемой и доставляет наслаждение, как хороший приключенческий роман. В ней по-видимому, рассказывается история ранних лет Гурджиева, его первых наставников и необыкновенных людей, которых он встретил в своих путешествиях и поисках знаний. За увлекательной фабулой таится, однако, много поучительного материала аллегорий.

Третья серия является намного более прямой, менее иносказательной, чем предшествующие. Она дает отчет о личном развитии Гурджиева и описывает специальные практики, которые развивают внимание и осознание себя; таким образом, подобно устной традиции в любых духовных прикладных науках, она предназначается для тех, кто оставил позади праздное любопытство.

После завершения этих работ Гурджиев написал другую, меньшую книгу -- "Вестник грядущего добра" /1933/, в которой он представил идеи, на которых основывается его работа, описал Институт гармонического развития человека и объявил о предстоящей публикации первой и второй серий.

В период между 1933 и 1949 годами отмечается новая фаза деятельности Гурджиева, когда он закрыл Приере и путешествовал повсюду, создав группы в некоторых городах Америки. В конце жизни у него было несколько сотен учеников, главным образом, в Нью-Йорке, и Париже. Успенский резко порвал с Гурджиевым. Успенский умер раньше своего учителя, оставив группу студентов, принадлежащих к Успенскому варианту работы в Лондоне. Писания Гурджиева были практически неизвестны, и его влияние на европейскую мысль и культуру, не считая глубокого впечатления, произведенного на его учеников, было, в сущности, равно нулю.

Однако, теперь число последователей его учения насчитывается тысячами. Его день рождения празднуется в первый день года, согласно русскому календарю -- 13 января, сопровождаясь торжествами, музыкой и священными танцами, а годовщину его смерти -- 29 октября -- отмечают заупокойной службой в русской православной церкви.

Идеи, которые Гурджиев предложил западному миру, продолжают звучать правдиво. Рост его влияния отчасти может быть объяснен возрождением интереса современного человека в самопознанию, выведшим это страдание из того, что Юнг назвал "священным неврозом", к сознательному поиску духовного руководства.

Однако, это объяснение популярности идей Гурджиева было бы неполным. Широкое распространение идей Гурджиева обязано его системе, в которой он сумел перевести восточные методы и идем в понятия, доступные человеку Запада. Был ли он "первым посланником Западу от великой среднеазиатской школы", как он был назван кем-то, или он работал под своим собственным руководством, в любом случае он взял на себя героическую задачу внедрения эзотерических идей в культуру Запада, и его усилия заслуживают рассмотрения и благодарности современных искателей истины. Современный человек устал от материальности этого мира, от того, что ему может предложить как мир бизнеса, так и мир академической науки.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ИДЕЙ ГУРДЖИЕВА

Согласно Гурджиеву, человек живет в очень ничтожном месте Вселенной, с точки зрения возможности своей эволюции. Самореализация максимально трудна благодаря крайней плотности механических законов, которые управляют нашей планетой, так что, хотя человек спроектирован, так сказать, с потенциальной возможностью к повышению уровня своего бытия, шанс, что какой-то отдельный человек будет иметь успех, очень мал. Человек должен знать, что из-за факторов, действующих против него, его внутренний рост не будет легким; напротив, от него потребуется огромное понимание и умелые усилия, а эти усилия могут начаться только тогда, когда человек осознает истину об условиях жизни человечества. Платон говорил, что человек так очарован тенями, танцующими на стенах пещеры, и так поглощен этим, что его не интересует мир позади него. Гурджиев сравнивает положение человека с положением пленника:

"Вы не понимаете вашей собственной ситуации. Вы в тюрьме. Все, что вы можете хотеть для себя, если вы здравомыслящий человек -- это освободиться. Но как освободиться?

Необходимо прорыть туннель под стеной. Один человек не может сделать ничего. Но если, предположим, там десять или двадцать человек, если они работают по очереди и один охраняет другого, они могут закончить туннель и освободиться. Кроме того, никто не может освободиться из тюрьмы без помощи тех, кто освободился прежде. Только они могут сказать о том, какой способ побега возможен, и могут достать инструменты, напильники, все, что может быть необходимо. Но один--единственный пленник не может найти этих людей или придти в контакт с ними. Ничто не может быть достигнуто без организации" /Успенский, 1949/.

Следовательно, освобождение, в первую очередь, зависит от понимания истины о нашем положении. Раз это понимание достигнуто, этого достаточно, чтобы хорошо уразуметь и очень хорошо обосновать, что делать в таком положении: нужны точные инструкции, карты и знание тех, кто уже освободился сам, и эти "инструменты" должны использоваться сообща.

Одним из препятствий, стоящих перед теми, кто хочет освободиться, является то, что человечество существует на этой планете для определенной цели и эта цель не будет удовлетворена, если более, чем несколько процентов людей достигнут высших уровней бытия -- фактически течение субстанции с высшего уровня к низшему резко нарушится, если общий уровень сознания будет изменен. Биосфера служит в качестве преобразователя энергии в постоянно изменяющейся вселенной, действуя как соединительное звено между солнцем и солнечной системой и нашей собственной луной.

Для того, чтобы понять этот факт о положении человека, мы должны рассмотреть его место в космосе.Мы обозначим главную движущую силу, или первоисточник, -- Абсолютом. Из Абсолюта исходит очень большое число, возможно, неопределимое число лучей творчества. Смотря вниз по одному из них /который интересует нас больше всего/, мы видим, что из Абсолюта исходят все возможные системы или миры, а из всех миров исходят все солнца, планеты всех солнечных систем, наше солнце, планеты нашей солнечной системы, наша планета Земля, и наконец, Луна. Эти ступени в луче творчества отличаются числом законов, под которыми они находятся. На уровне Абсолюта существует только один закон -- единство воли творения; в следующем мире три порядка законов; в следующем -- шесть; в следующем -- двенадцать . На нашей Земле существует сорок восемь порядков законов, под которыми мы должны жить. Единственное место в луче творчества, в котором было бы еще труднее бороться за освобождение -- это Луна, которая управляется девяноста шестью порядками законов.

Воля Абсолюта проявляется только на уровне всех миров, которые она творит непосредственно. План или образец, созданный на этом уровне, продолжает механически уровень за уровнем, пока не достигнет самого конца в луче творчества, которым является в нашем случае Луна. Так ка мы живем под сорока восемью законами, мы очень удалены от воли Абсолюта. Если мы освободимся от половины этих законов, мы будем на один круг ближе, а если мы уменьшим число законов, под которыми мы живем, до двенадцати, мы станем еще ближе. Двигаясь к Абсолюту, освобождая себя шаг за шагом от механических законов, стесняющих нас, мы находимся на пути самореализации.

Все во Вселенной весомо и измеримо, хотя вещество, из которого сделано все, существует в различных уровнях материальности. Семь ступеней в луче творчества могут быть представлены как семь уровней или порядков материальности, которые отличаются порядком вибрации: Абсолют вибрирует более быстро и является наименее плотным, а уровни ниже его становятся более плотными и медленными в порядке вибрации, пока не достигнут Луны -- наиболее медленного и плотного места в луче. Из этих порядков материи более тонкие проходят сквозь более плотные и грубые порядки, так что все, что окружает нас и привычно нам, в действительности пронизано всеми уровнями материи, которые существуют, включая Абсолют.

"Нет необходимости изучать или исследовать Солнце для того, чтобы открыть материю солнечного мира; эта материя существует в человеке и является результатом деления атомов. Таким образом, мы имеем в себе материю всех других миров. Человек в полном смысле слова -- "миниатюрная вселенная", в нем находятся все материи, из которых состоит вселенная; те же силы, те же законы, которые управляют жизнью вселенной, управляют и человеком, поэтому в изучении человека мы можем изучать весь мир, так же, как и при изучении мира мы можем изучать человека" /Успенский, 1949/.

Из этих законов вселенной наиболее основным, потому что он касается всех событий, везде, является закон, названный Гурджиевым Законом Трех. Этот закон говорит, что каждое проявление -- это результат трех сил, которые могут быть названы активной, пассивной и нейтрализующей, или, более просто, первой силой, второй силой и третьей силой. Эти силы присутствуют везде, даже в самой первой ступени луча творчества, где они объединяются, как отражено во многих мировых религиях, как Брахма, Вишну и Шива; или Отец, Сын и Дух Святой, и другие троицы.

ЛУЧ ТВОРЧЕСТВА

Абсолют                                                       1

Мир 3 под 3 законами                               3 все возможные Системы Миров

Мир 6 под 6 законами                               6 Млечный Путь

Мир 12 под 12 законами                           12 Солнце

Мир 24 под 24 законами                           24 Планеты как Одна Масса

Мир 48 под 48 законами                           48 Земля

Мир 96 под 96 законами                           96 Луна

Творение зависит от соединения этих сил: ничто не может существовать, если не присутствуют все три. Без нейтрализующей силы активная и пассивная сила становятся в бесполезную противоположность, и ничто новое не может возникнуть, но когда присутствуют все три силы, активная и пассивная силы могут соединяться и производить результаты. Человек в его теперешнем состоянии сознания слеп в третьей силе, потому что она требует уровня сознания выше, чем обычное сознание человека, чтобы видеть в вещах более, чем двойственность. Но есть немало примеров, которые могут быть легко показаны в науках, такие, как действие катализатора в химии, -- в целях иллюстрации существования этой силы.

Когда три силы встречаются и акт создания имеет место, может развиться цепь проявлений, в которых третья сила одного события становится активной силой в следующем событии -- для трех сил меняется знак в отношении друг друга, так как они циркулируют, скручиваясь или сплетаясь нитью событий. Теперь начинает действовать второй основной закон -- Закон Семи.

Закон Семи управляет последовательностью событий. Он утверждает, что всякий раз, когда развертывается какое-либо проявление, это происходит нелинейно. Существует правильный разрыв во всяком прогрессировании вещей, в любом ряде. Этот законный перерыв сохранен в нашей музыкальной шкале, которая, когда поют вверх и вниз какую-либо октаву, хорошо показывает, что состоит из неравных интервалов. До, ре, ми имеют равные расстояния друг от друга, но между ми и фа находится полуинтервал вместо полного интервала. Продолжая шкалу, мы имеем соль, ля и си, отделенные полным интервалом, но си и до имеют между собой полуинтервал.

Закон Семи объясняет, почему, когда что-либо начинается, оно не может продолжаться до бесконечности: почему ливень ослабевает, а зависть, наконец, теряет свой яд. Закон Семи объясняет тот факт, что в природе нет прямых линий. Это нашло отражение и в луче творчества.

Начертим луч творчества так, чтобы он представлял нисходящую октаву, идущую от уровня Абсолюта к уровню Луны; между Абсолютом и уровнем всех миров, между всеми планетами и Землей будут находиться перерывы. Первый из этих промежутков или разрывов, преодолевается силой творчества, порожденной самим Абсолютом. Второй -- требует нашей биосферы: воспринимающая живая пленка органической жизни на Земле играет роль передатчика энергии между планетарным уровнем луча творчества и нашей планетой и ее спутником Луной, низшей частью луча.

Закон Семи может быть также назван законом толчка, так как, если дополнительная сила энергии входит в процесс между ми и фа, она будет продолжаться в направлении до интервала си 33 до, а если другой толчок или прилив энергии дается в этой точке, то процесс продолжается до его завершения в до. В луче творчества эта дополнительная энергия производится человечеством и другими живыми существами. В этом смысле мы возникли для того, чтобы служить природе, и не в интересах природы, чтобы человек развивался дальше. В другой перспективе, человек создан в незавершенной форме и имеет возможность развиваться до уровня солнца -- мира 12 -- и даже дальше. В этом смысле существуют силы в работе, которые стараются завершить восходящую октаву в человеке -- силы, которые работают для его реализации.

Луч Творчества как Октава

Уровень Абсолюта                                                               1              ДО

Толчок                                                                                                                  Толчок

Уровень Всех Возможных Систем Миров  3                                  СИ

Уровень Нашего Млечного Пути                                     6              ЛЯ

Уровень Нашего Солнца                                                     12    СОЛЬ

Толчок Уровень Планет                       24    ФА

Уровень Нашей Земли                                                        48    МИ

Уровень Нашей Луны                                                         96    РЕ

Единство Закона Трех и Закона Семи представлено диаграммой, которая является центральной в учении Гурджиева, -- эннеаграммой. Эннеаграмма -- это круг, разделенный на девять равных частей. Нумеруя точки, двигаясь по кругу по часовой стрелке, мы можем затем образовать треугольник, соединив точки 9, 3 и 6. Этот треугольник представляет триединство или Закон Трех. Он подразумевает целое творчество как проявление, стремящееся быть вновь поглощенным Абсолютом, или единством; затем мы можем видеть троицу сохраненной: 3 стремится вернуться к 1, то есть, в математических терминах, 1 разделена на 3, что является повторяющейся серией

33333333... . Другие точки на окружности соединены таким образом, что они есть стремление всех семи точек на луче творчества вернуться к единству: единица, деленная на семь -- повторяющаяся серия чисел 142957..., которая не содержит кратных трем. Таким образом, оба закона представляются на одной симметричной диаграмме способом, который отражает их независимость, а также их соотношение.

Эннеаграмма может быть использована в изучении всех процессов, когда они могут быть представлены во всей последовательности событий. Например, могут быть разбиты по кругу дни недели с понедельником в точке 1 до воскресенья в точке 9, то есть в точке остановки, где Закон Трех и Закон Семи /в этом случае/ соединяются. Существует прогрессия, хронологическая последовательность времени по окружности, а также внутреннее движение от понедельника к среде, от вторника к субботе, а оттуда -- к четвергу, и от четверга -- к пятнице. /Заметьте, что точки 3 и 6 на треугольнике не включены/. Существует несколько неявное отношение, отмеченное между этими днями. Что-то, что я хочу делать или собираюсь делать или делаю, если вы хотите думать прямолинейно, в среду, может дать тот результат, который я переживаю во вторник. Продолжая эту идею, мы можем рассмотреть возможность, что существуют связи между событиями, которые находятся вне причины и действия временной прогрессии и которые могут, например, изменить сегодняшний образ событий согласно будущего бедствия или победы. Размышление над такими возможностями в личном переживании может быть очень плодотворным.

Точки 3, 6 и 9 представляют собой толчки. Животные могут переживать только первый толчок, -- толчок, который происходит между ми и фа в октаве. Этот толчок передается автоматически всем чувствующим существам при каждом дыхании. Этот толчок -- воздух. Другие два толчка изображаются точками 6 и 9, и они не даются механически. Они называются Первым сознательным толчком и Вторым сознательным толчком.

9

8                      1

7                         2

6                         3

5                         4

В обычном человеке трансформация пищи достигается толчком воздуха входящим между ми и фа, что показывает на эннеаграмме обмен веществ в человеке. Втекание воздуха содействует усвоению пищи и начинает новую октаву, которая вследствие того, что она не получает толчка, необходимого для нее, чтобы пройти от ми к фа, оканчивается в ми. Если этот толчок дан, он будет начинать новую октаву усвоения впечатлений, которого требует Второй сознательный толчок, чтобы пройти в свое фа. Человек должен дать себе эти толчки сам, в случае Первого сознательного толчка, воспринимая впечатления сознательно, вспоминая себя, и, в случае Второго сознательного толчка, переводя отрицательную эмоциональную энергию, производимую внешними обстоятельствами, в положительные эмоции. Если человек полностью усваивает пищу, воздух и впечатления, которые он получает, он живет в полной мере, но так, как он обычно живет, он надлежащим образом усваивает лишь пищу. Усвоение воздуха останавливается и его октава останавливается из-за отсутствия толчка в ее интервале ми-фа, и октава усвоения впечатлений, которые также являются видом пищи, жизненно необходимой для человека, преждевременно останавливается в самом начале. Октавы могут быть приведены к завершению, если правильные в эти процессы входят толчки. Именно о производстве и впитывании этих толчков в конечном счете говорит все эзотерическое учение.

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

При изучении учения Гурджиева о психологии человека будет удобно рассмотреть предмет с двух точек зрения: теперешнего состояния человека и каким будет состояние человека, если он осознает свои возможности, свою судьбу в полной мере.

Человек, как он существует теперь.

Состояние человека, в котором находится почти каждый из нас, в значительной степени отличается от нашего обычного представления о нем. Согласно Гурджиеву, разница между тем, что о себе думает человек, и тем, чем он является в действительности, наиболее очевидно проявляется в представлениях человека о своей личности, ответственности за свои действия и свободе воли, хотя это относится в равной мере и к другим значительным человеческим качествам. Возьмем, например, представление о том, что каждый из нас является одним и тем же постоянным человеком. Каждый человек так думает, за исключением истерических расщеплений личности, которые очень редки; когда человек говорит "я", он обращается к себе в целом. И каждый человек, который говорит "я", уверяет, что он говорит о себе, как о целом, как о существующем час за часом, день за днем. Так мы представляем себя другим, и мы обычно принимаем это как само собой разумеющуюся истину. В конце концов, каждый человек имеет свое личное обычное тело, которое является постоянным фактором в повседневном опыте. "Иллюзия единства или неизменяемости создается в человеке в первую очередь, -- говорит Успенский, -- ощущением собственного тела, собственным именем, которое в нормальных случаях остается одним и тем же, и в-третьих, множеством привычек, которые внушаются ему воспитанием или приобретаются  подражанием. Имея всегда те же самые физические ощущения, слыша всегда то же самое имя и замечая в себе те же самые привычки и склонности, которые он имел прежде, он верит, что он всегда остается одним и тем же".

В действительности, однако, психологическая структура и функция человека лучше объясняется при взгляде на его поведение в терминах многих "я", чем как одно "я". Эти "я" очень многочисленны, -- взрослый человек может иметь тысячи их. В один момент присутствует одно "я", а в другой -- другое "я", которое может быть, а может и не быть в хорошем отношении в предыдущим "я", так как между этими "я" часто существует непроницаемая стена, называемая буфером. Некоторые "я" образуют группы: есть подличности, состоящие из "я" по профессиональным функциям, и другие -- составленные из "я" для обслуживания себя, и третьи -- для родственных и семейных ситуаций. Эти подличности состоят из "я", которые, так как они связаны при ассоциации, в основном обычны друг к другу, однако они разделены барьерами незнания, буферами, от других групп "я", с которыми они не имеют ассоциативных связей. Одно "я" может обещать, а другое может не знать об обещании, благодаря буферам, и поэтому не намеревается выполнять его. Одна группа "я" может с энтузиазмом устремиться в брачный союз, что возмущает и отталкивает другие группы. Некоторые "я" могут оценивать и работать с целью, которую отвергают другие, и человек может испытывать "природу мятежа". Глядя с перспективы Гурджиева, претворяя в жизнь его идеи, мы постепенно ослабляем действия буферов и знакомим "я"  друг с другом.

Человек машина.

Психологическое функционирование человека характеризуется непоследовательностью, но эта непоследовательность целиком определяется механическими законами. "Я", которое контролирует поведение человека в любой данный момент, определяется не его личным выбором, а его реакцией на окружающую обстановку, которая вышивает то или иное "я". Человек, как он есть, не выбирает, какому "я" быть или к чему он склонен: кого ситуация выбирает за него. Его поведение вызывается, и то, что с ним случается, случается целиком вследствие внешних влияний и"случайных" ассоциаций его обусловленной истории. Он не имеет способности что-либо делать, не имеет "свободной воли" -- фактически, у него нет функции воли вовсе. Притяжение и отвращение -- тенденции, которые притягивают или отталкивают любые стимулы, -- сталкиваются в человеке, действуя невидимыми нитями; по словам Гурджиева, человек -- это живая марионетка.

Человек -- это живая машина. Все его действия, поступки, слова, мысли, чувства, убеждения, мнения и привычки являются результатом внешних влияний. Из себя самого человек не может произвести ни единой мысли, ни единого действия. Все, что он говорит, делает, думает, чувствует -- все это случается с ним.

"Человек рождается, живет, умирает, строит дома, пишет книги, не как он хочет, а как это случается. Все случается. Человек не любит, не ненавидит, не желает -- все это случается". /Успенский, 1949/.

Человек -- это машина, хотя и очень сложная и запутанная машина, непохожая на другие машины, и он имеет возможность знания того, что он машина. Человек может изучить себя, и его изучение может дать ключи, необходимые для того, чтобы достичь другого, более высокого уровня бытия, при котором возможна истинная воля. Но это изучение, подобно изучению любой другой сложной системы, может занять долгое время и требует настойчивости и внимания.

ТРИ УМА ЧЕЛОВЕКА

В книге Гурджиева "Все и вся" Ваалзебуб рассказывает своему внуку все о "непонятном поведении трехмозговых существ на этой странной2 планете Земля". Эти три ума соответствуют, подобно этажам здания /и в особенности фабрика пищи/, трем отдельным уровням функционирования. Верхний этаж -- интеллектуальный центр, средний этаж -- эмоциональный центр, а нижний этаж -- местоположение контроля над тремя функциями; в нижнем этаже находится двигательный центр и половой центр. В добавление к этим пяти центрам, которые действуют в каждом нормальном человеке, есть еще два центра, которые, хотя они и полностью сформированы и действуют постоянно, не имеют связи с другими, хотя и действуют намеренно и искусно. Это высший интеллектуальный центр в высшем этаже и высший эмоциональный центр -- в среднем этаже.

В обычном человеке пять центров функционируют каждый сам по себе и не гармонируют друг с другом, а высшие центры не используются. Низшие центры используют различные виды энергии, однако, они заимствуют и крадут энергию друг у друга, даже если не могут использовать ее надлежащим образом. Они тратят физически всю энергию, которую они имеют в своем распоряжении, на утечки, которые так постоянны и так ослабляющи, что, если не принимать меры, чтобы остановить их, то нет пути поднять уровень функционирования центров вовсе. И они обычно выполняют функции, не являющиеся их собственными, вмешиваясь в работу других центров и разрушая производительность работы. Все центры обычно отнимают энергию у полового центра, которая выше уровня вибраций, чем используемая другими центрами, и поэтому не помогает им в надлежащей работе. Эта тонкая энергия утекает на выражение фетешизма, страстности и неверного энтузиазма, в то время как половой центр, подобно мощной машине, заправленной низкоактановым топливом, работает с низкой энергией и, в сущности, никогда не действует со своей полной способностью.

ЦЕНТРЫ ЧЕЛОВЕКА

Верхний этаж Интеллектуальный центр Высший интеллектуальный

центр

Средний этаж   Эмоциональный центр                                   Высший

эмоциональный

центр

Нижний этаж Двигательный центр Инстинктивный Половой центр центр

Другие центры тоже не работают полноценно. Если бы эмоциональный центр мог действовать во всю силу, он стал бы связан с высшим эмоциональным центром, а если бы интеллектуальный центр мог действовать правильно, он также стал бы связан с высшим центром, который соответствует ему. Для этой связи требуется соответствие в вибрационных уровнях между высшими и низшими центрами. Постоянная связь с высшими центрами поэтому может быть создана только тогда, когда будет отрегулирована и ускорена работа низших центров. Временная связь происходит самопроизвольно в моменты экстаза, но эта связь коротка, если низшие центры не готовы для сложного течения энергии. Человек, как он есть, не мог бы вынести такой связи, он был бы подобен прибору, рассчитанному на 110 вольт и включенному на 220 вольт.

Низшие центры, действуя ниже своих возможностей, не только расточают свою энергию, отнимают ее и обкрадывают друг друга и действуют негармонично относительно друг друга, но даже внутри центров существует неправильное использование усилия. Каждый центр делится на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную части, а каждая из этих частей символически /хотя и не всегда/ имеет положительную и отрицательную стороны, которые в свою очередь подразделяются на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную части. В качестве примера неправильной работы интеллектуального центра Морис Николл /ученик Гурджиева/ дает следующее:

"Механическая часть включает в себя всю работу по

регистрации воспоминаний, ассоциаций и впечатлений, и в этом

заключается вся работа, которую она должна делать нормально

-- то есть, когда каждый центр и часть центра делает свою

собственную работу, которую ему надлежит делать. Он должен

делать только работу по регистрации и записыванию, подобно секретарше, записывающей то, что ей говорят, и располагающей это по порядку. И, как было сказано, она никогда не должна отвечать на вопросы, адресованные ко всему центру, и никогда не должна решать ничего такого, но, к несчастью, она всегда решает, всегда отвечает своим собственным, узким, ограниченным путем, готовыми фразами, и продолжает говорить те же самые вещи, и работать тем же самым механическим путем при всех условиях". /Николл, 1962/.

ФУНКЦИИ ЦЕНТРОВ

Двигательный центр

Инстинктивный центр

Половой центр

Эмоциональный центр

Интеллектуальный центр

Двигательная часть

Автоматические рефлексы, подражание. Ограниченная адаптация к изучению новых движений.

Приятные ощущения. Неприятные ощущения.

Сексуальные ощущения /могут быть приятными или центральными/

Механическое переживание эмоций. Все эмоции относятся к собственным симпатиям и антипатиям; личные эмоции. Мелкие желания: ежедневные "воли".

Повторение слов и фраз; механический разговор. Любознательность, любопытство. Проницательность, хитрость.

Эмоциональная часть

Удовольствие от движений. Нормальная любовь к играм. Более высокое подражание; некоторые формы действий.

Слепая животная любовь. Животная ревность. Животная ярость; жажда убивать. Инстинктивная любовь.

Сексуальное притяжение и удовольствие или расстройство чувств.

Религиозные эмоции. Эстетические эмоции. Моральные эмоции: могут вести к совести.

Желание знать и понимать, погоня за знанием; высшие виды воображения.

Интеллектуальная часть

Изобретение вещей и машин. Способность адаптироваться.

Много так называемой интуиции.

Притворство относительно секса. Восприятие секса.

Артистическое творчество. Главное место магнитного центра.

Интеллектуальное толкование. Творческая мысль, открытия.

Эта часть интеллектуального центра называется формирующим центром, или формирующим аппаратом. Когда она узурпирует работу всего интеллектуального центра, то в результате происходит "формирующее мышление", характеризующееся готовыми фразами и призывами, сравнением черного с белым, правильного с неправильным, того и другого, так как отсутствует глубина и тонкость интеллектуальной мысли.

Изучение неправильной работы центров -- один из ключей к пониманию механики человеческой психологии. Некоторое приблизительное описание правильных функций приведено в таблице /взятой из М.Николла, 1952/, чтобы дать более широкую, хотя и все еще неполную перспективу.

Три этажа человека имеют отдельные памяти, каждая из которых записывает соответствующие ей впечатления. Гурджиев описывает механизм памяти следующим образом:

"В только что родившемся ребенке эти три различные части общей человеческой психики можно сравнивать с системой чистых граммофонных дисков, на которых начинается запись со дня его появления на свет: внешнее значение предметов и субъективное понимание их внутреннего значения, или ощущение результатов всех действий, происходящих во внешнем мире, уже формирующемся в нем, -- все это записывается согласно связи между природой этих действий и природой отдельных систем, которые сами образуются в человеке.

Все виды этих записанных результатов окружающих действий остаются неизменны ми на каждом из этих "охраняющих дисков" на всю жизнь в той же самой последовательности, и в том же самом соотношении с ранее записанными впечатлениями, как они и воспринимались" /Гурджиев, 1933/.

Согласно Гурджиеву, впечатления могут попасть в человека различными путями: они могут приходить из намеренно полученных впечатлений, активного мышления и сознательного чувствования; или они могут приходить из высшего состояния непосредственного и сознательного восприятия, однако для обычного человека это является отдаленной возможностью. Имеются различные уровни сознания, качество полученных впечатлений изменяется в зависимости от уровня сознания. Большинство людей почти всю свою жизнь проводят в притупленном состоянии со0знания, которое является нашим обычным бодрствующим состоянием и которое мы будем рассматривать ниже более подробно. Здесь же достаточно сказать, что в этом состоянии впечатления устанавливают связь только с механическими законами ассоциаций, и именно так они и записываются в центрах. Сознание изменяется по уровням, однако люди находятся на довольно низших уровнях, полностью отождествляясь со своими действиями и событиями. У некоторых людей бывают, очень редко и случайно, моменты высших состояний сознания. В такие моменты память очень отчетлива, она гораздо более живая и непосредственная.

ТРИ ТИПА ЧЕЛОВЕКА

Каждый человек рождается с одним "умом", предрасположенным к господству над двумя другими. Один человек больше зависит от своей головы, чем от своего сердца, другой же, например, более подвержен влияниям эмоций. Согласно классификации Гурджиева, человек N 1 имеет свой центр тяжести в двигательной и инстинктивной функциях, человек N 2 отдает предпочтение чувствам, а человек N 3 основывает свои действия на знании или творческой перспективе. Эти люди находятся на более или менее одинаковом уровне бытия, так как у них у всех отсутствуют внутреннее единство и воля. Они различаются своим доверием к той или иной функции.

Люди N 1, N 2 и N 3 отличаются друг от друга привычными склонностями и способами жизни. Это приблизительно соответствует разновидностям темперамента  Шелдона. Человек

N 1 -- висцеротоник, человек N 2 -- соматоник, человек N 3

-- церебротоник.

В литературных терминах мы можем видеть их в трех близких шекспировских характерах: Фальстаф -- человек N 1, ?????? -- человек N 2, а Гамлет -- человек N 3. В литературе, написанной об учении Гурджиева, много говорилось об этих трех типах. Некоторое представление о характерных чертах каждого дается здесь в виде таблицы.

Человек N  1

___________________________________________________________

Двигательно-инстинктивный человек. Механическое заучивание наизусть и подражательное изучение.

Примитивное, чувственное искусство.

Религия обрядов и церемоний.

Факиры.

Карма йога.

Человек  N 2

Эмоциональный человек. Знание о приятном и неприятном.

Сентиментальное искусство.

Религия веры и любви и преследование еретиков.

Монахи.

Бхакти йога.

Человек  N 3

Думающий человек. Логическое мышление и буквальное толкование.

Интеллектуальное, изобретенное искусство.

Религия доказательств и аргументов.

Йоги.

Джняна йога.

________________________________________________________

В своем обычном состоянии сознания человек N 1, N 2 и N 3 не осознает того состояния, в котором он находится. Сознание двигательных, эмоциональных и интеллектуальных функций -- это сознание, а его сознание очень смутно и неустойчиво, намного ниже его способности познавать.

Гурджиев различает четыре состояния сознания, которые возможны для человека: сон, обычное бодрствующее состояние, самосознание и объективное сознание. Обычный человек делит свою жизнь между сном и бодрствующим состоянием, которое ни что иное, как другая форма сна. Человек может провести во сне третью часть своей жизни на земле или даже больше. В обычном бодрствующем состоянии, если спросить человека, сознает ли он себя, он уверенно ответит, что сознает, -- что в действительности может быть на момент, -- но в следующий момент он снова впадает в отрывочное, изменчивое и туманное состояние внимания, которым характеризуется его состояние.

Обычное бодрствующее состояние более трудно оценить, в первую очередь, в себе, чем в других. Любой, кому трудно принять замечание, что человек, как он есть, имеет лишь немногие моменты истинного самосознания, может изучать разинутые рты и бессмысленные взгляды людей в общественных местах и ситуациях, где они не знают, что за ними наблюдают -- на улицах любого города, а автобусах, в универмагах. Люди прогуливаются, говорят, едят, работают, выходят замуж, женятся и разводятся, проводят всю свою жизнь в состоянии почти полного невнимания и сна.

Выше состояния сна и обычного бодрствующего состояния сознания существует возможность самосознания и даже то, что называется объективным или космическим сознанием. Самосознание происходит непроизвольно на короткие моменты, что часто оставляет особенно яркие воспоминания. Эти яркие моменты случаются при сильном гневе, напряженной эмоции или чрезвычайном стрессе. Тогда внимание ясно, полно и относительно цельно и разделяются между собой и окружающим так, что действие развертывается непроизвольно, соответствующе ситуации и иногда даже героически. Это состояние иногда может возникать, но не является постоянным бодрствующим состоянием людей.

Объективное сознание также иногда проявляет себя самопроизвольными вспышками. Такие моменты являются "высшими переживаниями  жизни, и они полностью забываются, так как низшие центры впадают в бессознательность, чтобы защитить хрупкую машину тела от невыносимо высокой энергии. Во время состояний объективного сознания высшие центры соединяются с обычными центрами. Человек находится в полном созвучии с космическими законами. Он понимает. Он знает. Наряду с сознанием приходит экстаз, или блаженное качество счастливого принятия.

Состояния объективного сознания описывались людьми всех религиозных традиций, а также теми, кто экспериментирует с возбуждающими ум веществами. Согласно Гурджиеву, эти вещества используются для того, чтобы почувствовать то, на что похожи эти состояния, но объективного сознания можно правильно достигнуть только посредством внимательного развития непрерывного самосознания. Только тогда это состояние может стать частью того, что человек может назвать своим собственным переживанием.

Такие, какими мы являемся теперь, мы не можем знать больше об объективном сознании, чем то, что мы можем почерпнуть из отчетов, собранных в таких работах, как книги Вильяма Джеймса "Разнообразие религиозного опыта" /1961/ и книга Ричарда Бока "Космическое сознание" /1901/. Такие переживания относительно недоступны современному человеку, как был недоступен Тибет его средневековому двойнику. Он подобен человеку, который владеет комнатами на четырех этажах прекрасного особняка, каждая из которых роскошнее находящихся под ней, но он забыл, как подняться наверх и живет в невежестве и нужде на кухне в подвале.

ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЫЧНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Что же позволяет человеку подняться на другие этажи его особняка? Препятствием к высшим уровням сознания является изобилие в повседневной жизни. Возможно, наиболее важным является отождествление, которое, согласно Де-Ропп, есть сущность обычного бодрствующего сознания. "В этом состоянии человек не имеет индивидуального сознания. Он теряется во всем, что ему приходится делать, в чувствах, в мыслях. Так как он потерян, запутан, не присутствует в себе, его состояние называется состоянием бодрствующего сна" /Де-Ропп, 1968/. Отождествление противоположно самосознанию. В состоянии отождествления человек не помнит себя. Его внимание направлено наружу и его нет для осознания внутренних событий. А обычная жизнь почти полностью проводится в состоянии отождествления.

Отождествление с ожиданием других людей называется оцениванием. Мы можем различать два вида оценки -- внешнюю и внутреннюю. Внутренняя оценка основывается на чувстве недостаточного внимания к себе со стороны других людей, человеку кажется, что люди недооценивают его. Нам всегда кажется, что нам чего-то недодали, это вызывает чувство неудовольствия, унижения и боли. Это происходит благодаря отождествлению.

Внешняя оценка, напротив, является практикой понимания других и тактичности. Это истинное внимание к другим. Она зависит поэтому от некоторой надежности и постоянного внимания и усилия со стороны того, кто стремится практиковать ее. Интересно то, что попытки внешней оценки часто оборачиваются во внутреннюю оценку, когда человек, делая усилия рассмотреть другого во внешнем смысле, не находит, что тот, в свою очередь, благодарит его и заботится о нем. Внешняя оценка должна вознаграждать сама по себе и не должна ничего ожидать в ответ.

Неспособность любить прямо относится к неспособности правильно оценивать, к неспособности обращать внимание, к множеству "я", которые отягощают человека. Хотя все мы требуем любви, мы не способны давать ее в нашем состоянии. "Начните любить растения и животных, -- тогда, возможно, вы научитесь любить людей", -- сказал Гурджиев /Нотт, 1961/.

В литературе Гурджиева очень мало упоминается о любви, так как она находится вне способности обычного человека. Человек-машина может реагировать только на стимулы, согласно законам механической ассоциации, согласно которым "я" меняются в данный момент. В отношении вопроса о месте истинной любви в своем учении Гурджиев сказал однажды: "При обычной любви приходит ненависть. Я люблю это -- ненавижу это. Сегодня я люблю вас -- через неделю или через минуту -- ненавижу вас. Тот, кто может действительно любить, -- может б ы т ь; тот, кто может быть -- может  д е л а т ь; тот, кто может делать -- с у щ е с т в у е т. Чтобы знать о настоящей любви, человек должен забыть все о любви и должен искать направление. Мы любим, потому что что-то в нас связывается с эманацией других; это рождает приятные ассоциации, возможно, вследствии химико-физических эманаций инстинктивного центра, эмоционального или интеллектуального центра; или это может быть от влияния внешней формы; или от чувства -- я люблю вас, потому что вы любите меня или потому, что вы не любите меня; от внушения других; от чувства превосходства; от жалости и от многих других причин, субъективных и эгоистичных. Мы позволяем себе быть под влиянием. Все притягивает или отталкивает. Есть сексуальная любовь, которая является обычным знанием, как производить "любовь" между мужчиной и женщиной, -- когда это исчезает, мужчина и женщина "не любят" больше друг друга. Есть чувственная любовь, которая вызывает противоположное и заставляет людей страдать. Позже мы будем говорить и сознательной любви". /Нотт, 1961/.

Поиск источников любви и объектов любви должен быть разочаровывающим и бесплодным, так как основывается на механической ор 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов